Школьное молоко проект. Школьный проект по биологии "Польза молока"

Программа «Школьное молоко». Школьное молоко проект


школьный проект по биологии "Польза молока"

Содержание.

  1. Актуальность проекта……………………………………….………….2

  2. Этапы реализации……………………………………………………….4

  3. Подготовительная часть

    1. Теоретический этап исследования………………………………..5

  4. Основной этап исследования…………………………………………..

    1. Практический этап исследования…………………………………8

  5. Заключительный этап…………………………………………………..13

  6. Список использованной литературы………………………………….15

Актуальность проекта.

Слайд1Укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важнейших задач нашего общества. В настоящее время 98% жителей России испытывают витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным ученых, лишь менее 5% российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство питания и дефицит молока в рационе питания учащихся. Уровень среднедушевого потребления в Республике Марий Эл в 2012 г. Молочных продуктов – 303 л из (360 л).

Слайд2Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питание детей всех возрастных групп. Мы с детства слышим фразу «Пей, дети молоко, будите здоровы», существуют песни о пользе молока, например, «Кто пасется на лугу», во многих сказках упоминается этот полезный продукт («Гуси лебеди», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко» и др). С 1 ноября 2012 года каждый ученик с 1 по 11 класс получает в школе молоко по республиканской программе «Школьное молоко». Но многие дети отказываются пить молоко, и проблема заключается в том, что дети школьного возраста не понимают значимости молока и молочных продуктов в развитии растущего организма.

Слайд3Гипотеза: молоко полезно для растущего детского организма.

Цель: определить значимость молока в жизни школьников.

Задачи:

Теоретические

1) изучить литературные источники о пользе молока

2) изучить состав молока;

3) определить значимость молока для организма подростков

Практические

1) провести анкетирование среди учащихся школы с целью уточнения знаний ребят о значимости молока в жизни школьников;

2) исследовать состав молока в лабораторных условиях.

3) выявить основных производителей молока и молочных продуктов нашей республики.

Слайд 4 Методы исследования:

Ожидаемые результаты:

Слайд 5 Этапы реализации

этапы

Содержание работы

Подготовительный

  1. Изучение литературных источников по проблеме.

  2. Работа с Интернет-ресурсами.

  3. Сбор информации о молоке и молочных продуктах, продаваемых магазинах нашего микрорайона. п Составление анкеты «Молоко в моей жизни».

Основной

  1. Проведение анкетирования среди учащихся школы.

  2. Проведение опытов и экспериментов над образцами молока с целью определения полезных веществ, содержащихся в данном продукте в лаборатории Мар.ГУ.

Заключительный

  1. Выступление на школьной научной - практической конференции.

  2. Внеклассное занятие с учениками 5 класса «Пейте дети молоко – будете здоровы!»

Подготовительная часть

Теоретический этап исследования. Изучение литературных источников.

В обществе всегда царило мнение, что молоко - источник здоровья. Описывая пышущего здоровьем человека, о нем говорят: "кровь с молоком!"

Слайд7Сколько же лет молоку? У молока своя длинная история. При раскопках доисторических поселений Триполья, на Украине археологи находили подойники, отстойники для приготовления творога. По ним можно судить, как давно, больше 5000 лет назад, пользовались молоком.

В лесах и степях водились дикие предки коров — могучие туры. Люди стали приводить и держать в загоне молодых турят. На племя сохраняли самых смирных. От них и пошли домашние животные. Долгое время коровы ходили под ярмом: обрабатывали поля, возили поклажу и давали мало молока. Но около 500 лет назад в северных областях нашей страны было уже много молочных коров. Немало пришлось потрудиться, чтобы выбрать лучших и постепенно вывести молочные породы.

Слайд8Древние философы, не зная химического состава и физических свойств молока, но наблюдая за его действиями на организм, называли молоко белой кровью, соком жизни. Задолго до нашей эры врачи и Египта, и Древнего Рима, и Греции применяли молоко для лечения чахотки, подагры, малокровия. Авиценна более тысячи лет назад писал о молоке как о лучшем продукте для человека. В "Шримад Бхагаватаме" - одном из самых древних и авторитетных писаний, упоминается, что одна из причин снижения продолжительности человеческой жизни состоит в том, что люди пьют мало молока.

Веды также содержат обширную информацию о свойствах молочных продуктов. По ведическим канонам, молоко - самый ценный продукт во Вселенной, поскольку оно способствует как физическому, так и духовному развитию человека. Аюрведа, древнеиндийский трактат о здоровье, указывает на то, что молоко эффективно лечит расстройства психики - раздражительность, суетливость, перенапряжение, избавляет от бессонницы, умиротворяет и успокаивает.

В восточной медицине молоко вообще считается отличным средством от любых заболеваний, связанных с нервами и психикой. Молоко, приготовленное с лечебными травами и специями, согласно восточным учениям, устраняет утреннюю сонливость и укрепляет психические способности, повышается способность к обучению, вообще увеличивается сила интеллекта в целом. Если человек пьет на ночь молоко, то он становится более разумным, начинает лучше понимать окружающий мир, приобретает правильное виденье добра и зла - считали восточные мудрецы. Они рекомендовали также пить его либо поздно вечером, либо рано утром, подслащивая медом или сахаром, добавляя специи: фенхель, кардамон, куркуму, корицу, шафран и солодку.

Да и сейчас первым средством от бессонницы является чашка теплого молока с медом. Хотя специальным снотворным действием молоко не обладает, но, выпитое на ночь, оно снижает желудочную секрецию, воздействует на рецепторы желудка и оказывает общее успокаивающее действие. Кроме этого, у молока еще много полезных свойств. Молоко, особенно козье, благоприятно влияет на слизистую оболочку желудка и способствует заживлению ее нарушений. Мало известен факт, что молоко является ценным дополнением к овощам. Оно повышает содержание кальция в пище и способствует получению ценной смеси аминокислот. Молоко добавляют в клубнику, чернику, красную смородину - это уменьшает возможность возникновения аллергической реакции. Не все также знают, что молоко прекрасно утоляет жажду. В жару организм теряет много влаги в виде пота, а вместе с ним удаляются минеральные соли. Молоко, в состав которого эти соли входят, способствует удержанию влаги и таким образом уменьшает жажду. Многовековой опыт жителей Средней Азии показывает, что для утоления жажды хорошо кислое обезжиренное молоко или цельное, разбавленное водой.

Молоко содержит около 100 различных ценных для организма веществ: более 20 аминокислот, 25 жирных кислот, 30 минеральных солей и 20 различных витаминов.

В молоке есть все, что нужно ребенку: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.

Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.

Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!

Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить.

Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

Молоко по праву считают чудесным продуктом. Оно служит единственной пищей для новорожденного человека, поэтому предназначено удовлетворять все нужды организма. Не случайно природа щедро наделила молоко биологически активными веществами, причем в наиболее полезных сочетаниях. По современным данным, в молоке содержится свыше 200 ценнейших компонентов – это все виды витаминов и минеральных веществ. Витаминов в молоке около 30,особенно много витаминов А и В, а в обогащённом и Д. В молоке содержатся ферменты и иммунные тела. В молоке есть всё, что нужно для построения крови нервной ткани, мышц и костей.

Молоко для детей продолжает оставаться одним из незаменимых продуктов питания.

Какая же польза в молоке и стоит ли продолжать его употреблять?

Молоко содержит витамины A, B, B2, C, минеральные вещества, легкоусвояемые белки, жиры и углеводы. Кроме всего прочего, в нем содержится очень много кальция, который так полезен растущим детям.

Молоко для детей просто незаменимо, ведь в нем содержатся такие аминокислоты как метионин и лизин. Именно эти аминокислоты принимают участие в формировании антител, ферментов пищеварения и инсулина. Также метионин, аминокислота, которая содержится в молоке, связывает и выводит тяжелые металлы из организма ребенка.

В общей сложности в молоке содержится более 200 различных органических и минеральных веществ, которые благотворно влияют на развитие детского организма. Молоко для детей полезно также тем, что оно хорошо повышает уровень железа в крови, и с его помощью можно лечить гастрит с повышенной кислотностью, заболевания двенадцатиперстной кишки, язву желудка.

Как ни странно, молоко для детей может принести еще пользу в стоматологии. Оно помогает при профилактике заболевания кариеса. Молоко насыщает зубы детей кальцием и понижает их чувствительность к его возбудителям.

Дефицит кальция, который главным образом ребенок получает из молока, может привести к нарушению развития костной ткани детей. Такие нарушения в свою очередь приводят к развитию остеопороза, деформациям костей и переломам. Кроме того, недостаток кальция может привести к кровоточивости десен, кровотечениям из носа, образованию синяков на теле от малейшего удара, развитию судорог и даже сахарного диабета.

Польза молока для нервов

Еще в древнем Востоке молоко считалось одним из самых лучших средств для успокоения нервной системы. Его рекомендовали пить по утрам для устранения сонливости, укрепления нервов и активной работы мозга. Согласно Индийским Ведам, молоко является важнейшим напитком, употребляя которое, человек становится более разумным, начинает лучше понимать окружающий мир и приобретает правильное видение добра и зла.

Польза молока для желудка

Молоко весьма благоприятно влияет на слизистую оболочку желудка и является эффективным средством при изжоге. Оно снижает кислотность желудочного сока, а изжога, чаще всего, возникает как раз из-за повышенной кислотности желудка.

Польза молока для сердца

Велика польза молока и для снижения риска развития сердечнососудистых заболеваний. Недавно проведённые исследования американских ученых свидетельствует о том, что приём даже одного стакана молока каждый день, укрепляет сердечные функции и на 37% предотвращает риск появления таких явлений, как инфаркт и инсульт. Это объясняется высоким содержанием в молоке калия, необходимого для поддержания эластичности сосудов. Молоко также обладает свойством снижать артериальное давление и потому полезно людям, страдающим гипертонией.

Польза молока для нормализации массы тела

Более того, молоко, которому иногда приписывается свойство увеличивать массу тела, на самом деле, наоборот, полезно при борьбе с лишними килограммами. В Канаде в результате 15 недельного исследования было установлено, что люди, сидящие на диете и употребляющие молоко, в среднем похудели на 4 килограмма больше, чем те, кто придерживался аналогичной диеты, но не включал в свой рацион молочных продуктов. Как сообщают авторы эксперимента «мозг, обнаруживая нехватку кальция, стремится компенсировать её, повышая тягу к продуктам, которые не предусмотрены программой похудения. В результате чего и происходит набор лишнего веса».

Главная польза молока в том, что этот продукт — замечательный поставщик кальция и фосфора, без которых невозможно сохранить крепкими кости и зубы. Кроме того, кальций и фосфор участвуют в построении клеток головного мозга и способствуют слаженной работе нервной системы.

Основной этап исследования.

На практическом этапе исследования одной из задач, стоящей перед нами, было анкетирование учащихся школы «Молоко в моей жизни». Мы решили выяснить, как школьники относятся к молоку, что знают о его пользе. Для этого составили анкету «Молоко в моей жизни» из 5 вопросов, провели её в 5-10 классах нашей школы и получили такие результаты:

Всего было опрошено 178 человек.

1. Любите ли вы молоко? Почему?

нет 133 учащихся

- не нравится - 12

- не вкусное – 4

Да – 45 учащихся

- вкусное – 7

- полезное – 7

- укрепляет кости – 9

- даёт здоровье – 12

2. Как часто вы употребляете молоко?

- каждый день 90

- 1-2 раза в неделю 43

- редко 45

  1. Как вы думаете, чем полезно молоко

Да45,нет95

- содержит витамины 24

-укрепляет здоровье 38

- не знаю 56

4. Пьете ли вы молоко, которое дают в школе?

-да 91

-нет 87

Результат анкетирования.

  1. Проведённое нами анкетирование показало, 50% школьников нашей школы положительно относятся к молоку (102 человека) и лишь 50% отрицательно.

  2. Основная масса ребят (76 человек) употребляют молоко 1-2 раза в неделю, каждый день употребляют 24 человека.

  3. О пользе молока знают половина ребят о том, что оно укрепляет здоровье, содержит витамины, а 56 человек не знают, чем же полезно молоко.

  4. В школе пьют молоко 110 человек, остальные имеют индивидуальную. Непереносимость молока и молочных продуктов.

Вывод: каждый второй ученик не знает, что молоко является ценным продуктом, необходимым для полноценного роста детского организма.

Получив такие данные, мы решили исследовать молоко, определив, чем же оно полезно, что содержится в молоке, которое употребляют в школе, для того, чтобы потом разъяснить учащимся информацию о пользе. За помощью мы обратились в Мар.ГУ на кафедру технологии мясных и молочных продуктов. к кандидату биологических наук . доценту Кобановой Татьяне Валерьевне. Мы исследовали 6 видов молока: по двум основным методам госта.

1.Органолептическое исследование молока (органолептика) — метод определения показателей качества продукции молока на основе анализа восприятий органов чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Результаты оценивали по таблице гост 52090-2003

Внешний вид - однородная жидкость белого цвета со слегка желтоватым оттенком. Цвет молока определяют в стеклянном цилиндре, просматривая его в отраженном свете.

Запах молока – специфичный. При определении запаха - холодное молоко подогревают в колбочке или пробирке до температуры 25-30°. В холодном молоке запах распознается хуже. В доброкачественном молоке запах приятный, специфический. Молоко приобретает посторонние запахи при хранении с пахучими веществами (керосином, рыбой, кислой капустой, креолином и др.). Навозный (хлевный) запах молоко приобретает при фильтрации не к молочной, а в грязном коровнике, а также при попадании в молоко частичек навоза. Силосный запах имеет молоко при скармливании коровам недоброкачественного силоса, а также при хранении силоса на скотном дворе. Вкус молока - приятный, слегка сладковатый. Для определения вкуса молоко слегка подогревают. Затем берут глоток молока в рот и ополаскивают им ротовую полость до корня языка.

Консистенция молока однородная. Определяют ее при медленном переливании молока из одной емкости (цилиндра, мензурки и др.) в другую.

Вывод

Школьное молоко « Шпаргалка» не соответствует по всем показателям госта

Сернурское молоко -по консистенции не соответствие( хлопья)

«Простоквашино» -по вкусу и запаху

. метод2Определение физико-химических свойств молока( кислотности, плотности, жирности, белок)

Определение кислотности молока Кислотность молока выражают в единицах титруемой кислотности (в градусах Тернера) и величиной рН при 20°С.Титруемая кислотность по ГОСТУ является критерием оценки качества оценки свежести и натуральности молока.

Только что выдоенное молоко имеет амфотерную реакцию.

Свежевыдоенное молоко имеет 16-18° кислотности.

Методика исследования: в коническую колбу наливают 10 мл исследуемого молока,20 мл дистиллированной воды и 3 капли 1% -ного фенолфталеина и титруют 0,1 раствором щелочи до появления слаборозового окрашивания, не исчезающего в течение одной минуты. Количество миллилитров щелочи, пошедшее на титрование, умноженное на 10 и показывает градус кислотности исследуемого молока.

Плотность , жирность и белок определяли специальным молочным ареометром (лактоденсиметром) при температуре 20° « лактан 1-4»

Плотность. Плотностью молока называют отношение его массы при температуре 20° к массе воды такого же объема при 4°. Плотность молока характеризует в известной мере его натуральность. Плотность цельность молока колеблется от 1,027 до 1,033, средняя - 1,030.

молока. При массовых приемках молока на

Жирность и польза молока

Что касается жирности молока, то на нее стоит обратить особенное внимание. Медики не рекомендуют пить молоко с жирностью более 3,6% — такое молоко не только вредит нашей фигуре, но и способствует повышению уровня вредного холестерина в крови.

Польза молока известна давно, его свойства неоднократно были подтверждены на практике. Безусловно, бывает, что не всегда молоко соответствует своему истинному качеству, но это уже ошибка производителей, но никак не самого продукта. Пейте люди молоко — будете здоровы!

Вывод 2 метода представлен на слайде

Название

Плотность

Кислотность

Жирность

Белок

Гост

1024-1030

Гост

не более 21Т

упаковка

Показатель «лактан1-4»

упаковка

Показатель «лактан1-4»

«Шпаргалка»

1022

18

3,2

2,03

2,8

2,3

«Cернурское»

1029

17

2.5

2,42

2,8

2,94

ЗАО «Марийское»

1029

18

2,5

2,34

2,8

2,3

«Пижанка»

1024

17

5

3,15

2,8

2,5

«Простоквашино»

1030

17

2,5

2,17

2,8

3,1

РМЗ «Российское»

1029

18

2,5

2,17

2.8

2,92

Проведя два основных метода исследования состава молока, мы можем утверждать ,что

Выводы.

В результате нашего исследования мы выяснили, что:

1. молоко просто необходимо для жизнедеятельности нашего организма, особенно,

детям, для того, чтобы расти крепкими и здоровыми;

2. в состав молока входят необходимые организму белки, жиры, углеводы,

витамины, минеральные соли, кальций и другие полезные вещества;

3. оно укрепляет кости, зубы, волосы, молоком можно лечить некоторые болезни;

4. практическая часть нашего исследования, доказала, что в молоке содержатся жизненно важные белки, витамины. И местные производители выпускают более качественную продукцию (ЗАО марийское , семеновское) 1 место

Список использованной литературы.

1. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией Соломина В.П., Варламова Ю.Л. – Спб., 1995.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии., Москва, «ВАКО» 2007 г

3. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

4. Леокум Аркадий. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..»/ Авторизованный перевод Я. И А.Агуреевых.- М.: Джулия, 1992.

5. Энциклопедия «Что такое. Кто такой»: В 3 томах. Т.2. – М.: Педагогика-Пресс, 1993, с..261 – 262.

6. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В.В.Колбанова. - СПб.: Акцидент,1994.

7. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

8. Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.- №6.

9. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.

infourok.ru

Программа "Школьное молоко" -

Пилотный проект регионального Правительства и компании ОАО «Вимм-Билль-Данн»  «Школьное молоко» стартовал с 1 апреля 2014 года в двух школах г. Омска  и двух школы Павлоградского района – лицее и гимназии. В нашем районе проектом охвачены  490 школьников.

Программа  «Школьное молоко» предусматривает обеспечение детей в образовательных учреждениях молоком в качестве дополнительного питания, гарантируя при этом полное исключение санитарно-гигиенических рисков. Главная задача — укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.

Программа  «Школьное Молоко» действует во многих странах мира на протяжении уже более 70 лет. Свыше миллиарда литров молока ежегодно поставляется в школы стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки, и Австралии. В России программа стартовала весной 2005 года, и по данным Российского союза предприятий молочной отрасли в 2013 году программа «Школьное молоко» реализовывалась в 46 регионах Российской Федерации. Общее число детей, принимающих участие в программах «Школьное молоко» — 2,6 млн.

Почему именно молоко используется в качестве дополнительного питания?

Молоко – уникальный, созданный самой природой продукт питания, «эликсир жизни», как называли его еще врачи древности. Ни один ребенок не может выжить и вырасти без этого продукта. Молоко используется человеком на протяжении всей его жизни – с первых и до последних дней.

В молоке содержатся все пищевые вещества, необходимые растущему организму. При этом они находятся в оптимальных соотношениях и легко усваиваемой форме.

Белки молока содержат все незаменимые аминокислоты, без которых организм не может обходиться. При дефиците этих кислот замедляет функция печени. Особенно богаты аминокислотами сывороточные белки, которые, кроме того, являются еще носителями специальных защитных факторов – иммуноглобулинов, которые участвуют в выработке антител против болезнетворных микробов и вирусов.

Жиры молока представляют собой взвешенные в воде мельчайшие жировые шарики, которые благодаря такой раздробленности очень легко усваиваются. Молочный жир особенно полезен растущему организму, так как содержит незаменимые для человеческого организма жирные кислоты и другие жироподобные соединения  (фосфатиды, холин и др). Фосфатиды участвуют в регулировании жирового и холестеринового обмена, препятствуют излишнему отложению жира в печени, оказывают антисклеротическое действие.

Углеводы в молоке представлены молочным сахаром, легко усваивающим организмом и служащим основным источником энергии. Кроме того, лактоза способствует развитию в кишечнике полезной микрофлоры, подавляющей рост болезнетворных микробов. Лактоза в 5-6 раз менее сладкая, чем сахароза, поэтому молоко не обладает выраженным сладким вкусом.

Кроме основных пищевых веществ молоко содержит необходимые человеку минеральные соли в легко усваиваемом виде, практически все витамины, ряд ферментов, гормонов, антитела к различным инфекциям.

Пилотный проект «Школьное молоко» в Омской области рассчитан на 2 месяца. Реализация проекта предполагает бесплатную выдачу молока учащимся с 1 по 6 классы  3 раза в неделю в разовой 200-граммовой упаковке с коктейльной трубочкой, оно удобно для употребления, ультрапастеризовано, имеет 3,5% жирность, не содержит ГМО. «Школьное молоко» не предназначено для розничной или оптовой продажи, оно отличается от обычного «коммерческого» даже дизайном упаковки, который специально разработан для школьников.

Реализация проекта сопровождается проведением мониторинга оценки эффективности употребления «Школьного молока» обучающимися, а также отношения к проекту  всех участников образовательного процесса. По  итогам эксперимента будет принято решение о возможности распространения проекта «Школьное молоко» на весь регион.

Вихтева И.А., ведущий специалист Комитета образования.

Презентация программы «Школьное молоко»

mouo.pav.obr55.ru

Программа «Школьное молоко»

страница 1

Концепция Национальной Программы

«ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО»

«Молоко – это пища, приготовленная самой природой, отличающаяся легкой удобоваримостью и питательностью..», - так говорил о молоке Академик И. П. Павлов.

2007

г. Москва, Российская Федерация

Программа

«Школьное молоко»

Суть Программы - регулярное обеспечение детей в образовательных учреждениях молоком в качестве дополнительного питания, гарантируя при этом полное исключение санитарно-гигиенических рисков. Главная задача Программы - укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию. В настоящее время, 98% жителей России испытывают нутриентную и витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь менее 3 % российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство школьного питания во многих учебных заведениях страны, и в частности, дефицит молока в рационе питания учащихся. В рамках программы «Школьное молоко» предполагается решение этой проблемы как введением молока в качестве обязательного дополнительного компонента в рацион питания школьника, так и путем обогащения молока полезными веществами, дефицит которых наблюдается в том или ином регионе в строгом соответствии с рекомендациями Института питания РАМН. Программа Школьное Молоко действует во многих странах мира на протяжении уже более 70 лет. Свыше миллиарда литров молока ежегодно поставляется в школы стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки, и Австралии. В России программа стартовала весной 2005 года, и в настоящее время пилотные проекты «Школьное молоко» отработаны в Москве, Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Карелии, Хакасии, а также в Ленинградской, Кемеровской, Белгородской, Ульяновской, Самарской, Вологодской, Калужской, Ростовской областях и Краснодарском крае.

Почему молоко? По пищевой ценности молоко – самый совершенный продукт, созданный самой природой. Молоко удовлетворяет потребности растущего организма в белке, кальции и многих других необходимых веществах. В возрасте с 6 до 14 лет организм ребенка должен получить более килограмма кальция. Выпивая всего 200 мл натурального молока, дети получают 40% дневной нормы кальция и витамина B2, 24 % витамина А и до 16% жиров и белка. Молоко обеспечивает ребенка практически всеми незаменимыми аминокислотами, так необходимыми для развития организма, особенно в детском периоде. Аксиомой является утверждение о том, что недокорм ребенка нельзя компенсировать усиленным кормлением взрослого.

Согласно рекомендациям НИИ Питания Российской Академии медицинских наук (РАМН), молоко является оптимальным продуктом для профилактики нутриентной недостаточности у детей и подростков, идеальным продуктом для обогащения витаминами, дефицит которых в том или ином сочетании наблюдается в питании детей практически каждого российского региона.

Внедрение программы «Школьное молоко» стало возможным благодаря передовым технологическим решениям. Разработанные технологии и высокое качество сырого молока позволяют без использования консервантов хранить упакованное молоко до шести месяцев. При этом вкусовые и питательные характеристики молока сохраняются. В чем здесь секрет? Молоко - это продукт, который в большей степени чувствителен не к самой температуре, а к продолжительности его термической обработки. При приготовлении молока длительного хранения коровье молоко быстро нагревается до температуры 135-140 °С с выдержкой в течение всего нескольких секунд и быстро охлаждается до комнатной температуры. Этих секунд достаточно, чтобы нейтрализовать вредные бактерии, находящиеся в молоке. А органолептические характеристики, состав и питательные свойства молока из-за короткой выдержки при высокой температуре сохраняются. Весь процесс происходит в замкнутой среде, гарантированно предохраняющей продукт от внешних воздействий.

Еще один секрет мировой технологии, перенесенный на российскую почву – высокое качество сырого молока. Оно поступает из лучших молочных хозяйств, и к нему предъявляют особые требования по микробиологическим и физико-химическим показателям. Эти требования строго контролируются. В подтверждении качества продукции, на каждой упаковке школьного молока размещен специальный знак «Школьное молоко», свидетельствующий о натуральности и питательности продукта.

Лучше всего для «Школьного молока» подходит асептическая порционная упаковка объемом 200 мл с трубочкой. Такая многослойная и стерильная упаковка гигиенична и безопасна. А объем упаковки 200 мл может компенсировать пропущенный завтрак и обеспечить ребенка необходимой энергией и бодростью для продолжительной умственной нагрузки или физических упражнений. «Школьное молоко» - необычный продукт. Оно не предназначено для розничной или оптовой продажи. На каждой упаковке нанесен текст: «продукт предназначен только для реализации в детских и образовательных учреждениях». «Школьное» молоко отличается от обычного «коммерческого» также дизайном упаковки, который специально разработан для школьников и ориентирован на то, чтобы упаковка доставляла школьникам не только вкусный и полезный продукт, но и интересную образовательную и воспитательную информацию. Используемые механизмы финансирования программ «Школьное молоко» многовариантны: от использования средств государственного или местных бюджетов до финансирования за счет различных национальных и международных фондов, а также средств родителей самих школьников.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Федеральные органы власти
  1. Региональные органы власти
  1. Научные и образовательные учреждения Министерства Образования и Науки РФ, РАСХН, РАМН
  1. Российский союз предприятий молочной отрасли
  1. Производители молочной продукции
  1. Поставщики молочной продукции
  1. Общеобразовательные учреждения – потребители молока
  1. Родители
  1. Дети
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Концепция программы «Школьное молоко» - это программа дополнительного бесплатного обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях молоком, обогащенным витаминами и комплексом минеральных веществ.

Особенность программы заключается в уникальной технологии обработки молока, специальном дизайне порционной упаковки с трубочкой и наличии специальных мероприятий, повествующих о правильном питании, здоровом образе жизни, экологии и особенностях молочной отрасли.

Государственный заказчик Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Минсельхоз России.
Разработчики Минобрнауки России, Минсельхоз России и Российский союз предприятий молочной отрасли, Минздравсоцразвития РФ, РАСХН, РАМН
Исполнители и соисполнители Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России и региональные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
Основные цели
  • Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и учащихся в общеобразовательных учреждениях России
  • Профилактика заболеваний
  • Формирование культуры потребления молочных продуктов у детей дошкольного возраста и учащихся в общеобразовательных учреждениях России
  • Развитие молочной индустрии России – от производства молока до его потребления
Ожидаемые результаты
  • Укрепление общего состояния здоровья детей дошкольного возраста и учащихся в общеобразовательных учреждениях
  • Снижение заболеваемости детей дошкольного возраста и учащихся в общеобразовательных учреждениях.
  • Повышение успеваемости детей
  • Изменения поведения детей в общеобразовательных учреждениях и дома, таких как соблюдение режима питания, выполнение правил гигиены, выбор полезных продуктов питания и т.д.
  • Развитие молочного животноводства в России и его продуктивности
  • Увеличение численности населения России
  • Увеличение объемов потребления молока на душу населения
  • Повышение занятости населения, улучшение социальных вопросов
Источники финансирования Федеральный бюджет, региональные бюджеты, внебюджетные средства
Система контроля исполнения Контроль осуществляется государственным заказчиком программы и Минфином России
Срок действия Постоянно
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО»

МЕХАНИЗМ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Исполнитель Модуль программы Рекомендуемые мероприятия
Органы образования Целевая аудитория программы
  • Определение количества образовательных учреждений
  • Определение количества учащихся
  • Определение потребности молока в порциях (200мл) и в тоннах
    • в сутки
    • за период обучения
  • Оформление заявки на поставку продукта
  • Организация приема, хранения и раздачи готовой продукции
Органы агропромышленного комплекса Необходимая сырьевая база
  • Определение возможности получения сырого молока высокого качества для его поставки на предприятие(я) молочной отрасли в соответствии с ГОСТ Р 52054-2003
  • Предоставление предложений о закупочных ценах на заготовляемое молоко
  • При необходимости, подготовка предложений о развитии дойного стада, молочных ферм и т.д.
Органы агропромышленного комплекса Необходимые производственные мощности Анализ существующих мощностей* по производству «Молока для питания детей дошкольного и школьного возраста» (ГОСТ Р 52783-2007)

* в случае отсутствия производственных мощностей, подготовка предложений в программу о развитии перерабатывающих предприятий (технические требования на закупку оборудования) или завозе готовой продукции из других областей

Координатор программы Процесс поставки готовой продукции Предоставление предложений о механизме поставок молока*

* несколько возможных поставщиков

    • производитель готовой продукции
    • комбинаты школьного питания
    • частные торговые компании
    • дистрибьюторы
Органы здравоохранения Специальные мероприятия
  • Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся во время проведения программы
  • Разработка предложений по образовательно-просветительным подпрограммам, посвященным пропаганде здорового образа жизни, рационального питания, и т.д.
Координатор программы Бюджетирование
  • Готовая продукция = a х b х c
  1. количество учащихся
  2. стоимость порции для ежедневной выдачи
  3. количество дней в учебном году
  • Доставка готовой продукции
  1. % от стоимости готовой продукции
  • Технологическое и/или упаковочное оборудование (если необходимо):
  1. технические требования на закупку оборудования
  2. коммерческое предложение от производителя оборудования
Координатор программы Информационно- подготовительная работа Организация встреч/семинаров с участием представителей местных органов образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса с целью:
  • инструктажа участников программы об их роли в процессе реализации программы
  • эффективного участия администрации и педагогического состава образовательных учреждений в программе
  • разрешения практических вопросов реализации программы на уровне образовательных учреждений (хранение, документация, распределение, контроль, потребление, продвижение, нестандартные ситуации и т.д.)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО» В РЕГИОНАХ РФ

Критерии выбора муниципального образования для проведения пилотного проекта - Общее состояние здоровья детей в муниципальном образовании

- Географическое расположение

- Количество городского/сельского населения

- Наличие сырьевой базы и производственных мощностей

- Состояние системы школьного питания в муниципальном образовании

Целевая аудитория Учащиеся общеобразовательных учреждений
Основные цели - Продемонстрировать всем участникам программы её реальные преимущества и пользу.

- Использовать накопленный опыт для усовершенствования программы на стадии широкого развертывания.

Производители «школьного молока» Ближайшие молочные предприятия соответствующие технологическим требованиям программы.
Поставщики

«школьного молока»

Комбинаты школьного питания.

Производители готовой продукции.

Частные торговые компании.

Ассортимент

«школьного молока»

Молоко ультрапастеризованное, жирностью 3,2% и 3,5%, обогащенное витаминами и минеральными веществами, в упаковке с соломинкой емкостью 200 мл
Основные мероприятия - Разработка программы и соответствующих мероприятий

- Конкурсный отбор производителей заготовляемого молока

- Заключение договоров на производство и/или поставку готовой продукции.

- Запуск пилотного проекта.

- Проведение курсовых мероприятий для координаторов программы

- Проведение специальных мероприятий в учебных учреждениях

- Оценка эффективности пилотного проекта.

- Регулярный мониторинг проекта.

Источники финансирования Федеральный бюджет, региональные бюджеты, субвенции, субсидии, внебюджетные средства.
Год внедрения 2009

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

За более подробной информацией о программе «Школьное молоко» обращатьcя:

Лабинов Владимир Витальевич Исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли

Россия, Москва, 121205, ул. Новый Арбат 36, офис 1035

Тел/факс. (495) 690-8493

моб. (495) 921-5009

e-mail: labinov@dairyunion.ru или

Семенова Валентина Петровна Консультант Российского союза предприятий молочной отрасли

Россия, Москва, 121205, ул. Новый Арбат 36, офис 1035

тел. (495) 690-9726

моб. (495) 922-8911

факс (495) 787-8001

Необходимые для разработки программы документы размещены на сайте:

www.schoolmilk.ru

страница 1

www.slonam.ru


Смотрите также