Всасывать с молоком матери. С молоком матери


С молоком матери

«Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11.27).       Кормить грудью – это одновременно так просто, и так сложно. На протяжении практически 7500 лет  вопрос, чем кормить новорожденного ребенка никогда не возникал, так как природой заложено кормление младенца грудным молоком. Это был единственный естественный способ выжить. Подобные вопросы стали волновать умы начиная лишь с прошлого века. Этому способствовало множество причин: переход к индустриальному обществу, промышленный прогресс, непродолжительный отпуск по уходу за ребенком, изобретение адаптированных молочных смесей и прочие блага цивилизации.  За более комфортные условия жизни мы платим, как минимум, нашей естественностью и здоровьем.

 

Во всех священных книгах, Библии, Коране, Талмуде, а также в жизнеописаниях и сочинениях святых отцов есть упоминание о грудном вскармливании. Образы кормящей матери можно увидеть на иконах, фресках, в живописи и т.д. Кормлению грудью придавался практически сакральный смысл. Причем изображение обнаженной груди не влекло за собой сексуального подтекста, в отличии от современных ее интерпретаций.

 

Особое место грудное вскармливание занимало в христианской традиции.  «Кормление грудью - это первая и важная обязанность молодой матери-христианки в отношении новорожденного. И исполнять ее она должна сама, подражая в этом великим библейским женам: Сарре, Анне-пророчице, матери пророка Моисея и другим (Быт.21,7-8, Цар.1,22-24, Исх.2,7-9, Фес.2,7), - пишет Епископ Варнава (Беляев) в книге «Основы искусства святости».

 

Сарра родила сына Исаака в глубокой старости и это не помешало ей выкормить его грудью. «Дитя выросло и отнято от груди: и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак был отнят от груди» (Быт.21.8).  К слову, в те времена детей кормили долго – минимум 3 года, а после окончания кормления устраивали большой праздник.

 

Будущего пророка младенца Моисея, которого нашла  дочь египетского фараона, выкормила молоком не египтянка, а его соотечественница. И, вероятно, с молоком он и впитал любовь и привязанность к своему народу.

О кормлении грудью речь идет и в Новом Завете. Одна женщина, уверовавшая во Христа, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11.27).  В Книге Псалтырь встречается также упоминание о грудном вскармливании: «Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у груди матери моей» (Пс.21.10). В Толковой Библии дается такая интерпретация этих строк: «Вероятно мать Давида, когда кормила ещё его своей грудью, говорила ему о Боге, и вместе с молоком матери он воспринял высокое понятие о Нем, благоговение и преданность Ему».

Еще один момент: «Душа была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс.130.2). Комментарий таков: «Отказываясь от всяких надменных помыслов, душа успокаивается в Боге, как младенец после принятия пищи на лоне матери». Так символично изображено кормление грудью.

 В «Песни песней» говориться: «О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей!» (Песн.8.1). То есть молочное родство столь же значимо, как и кровное.

 О грудном вскармливании находятся упоминания и в апостольских текстах: «…мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес.2.7).

 Очень емкое и яркое сравнение кормления грудным молоком и таинством причастия дает святой Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе»: «Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь? Кто дал тебе в пищу плоть созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух ее, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь. Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, ее молоком, так теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнедавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию и Кровью, паче же Духом Его - Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, - и соделался наследником Царствия Небесного, для которого ты и сотворен, для которого и живешь».

В отношении грудного вскармливания очень интересно и показательно жизнеописание родителей преподобного Сергия Радонежского, святых схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. «Между тем родители стали примечать в младенце нечто необыкновенное: если матери случалось вкушать мясную пищу, младенец не брал ее сосцов. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Думали, что ребенок болен. Но, однако, осмотрев младенца со всех сторон, они видели, что он не болен и что на нем нет явных или скрытых признаков болезни: он не плакал, не стонал, не был печален. Но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был весел и всячески радовался и ручками играл. Наконец обратили внимание на время, когда младенец не принимал сосцов матери». Оказалось, что во время беременности мать Сергия Радонежского строго соблюдала посты, и младенец привык к такому положению вещей, поэтому требовал пост и после рождения. Когда Мария стала строже соблюдать пост и совсем перестала употреблять мясную пищу, младенец, кроме среды и пятницы, дней поста, всегда питался ее молоком. А когда его отдали на кормление другой женщине, он не взял грудь. Признавал только молоко своей матери. Преподобный Епифаний пишет: «Это было знамение, означающее, что от благого корня благая ветвь не оскверненным молоком должна быть вскормлена. Этот ребенок с детства был почитатель Господа, еще в самой утробе материнской и после рождения он к набожности был склонен и от самых пеленок Господа познал, к посту привыкал, и материнским молоком питаясь, вместе с вкушением этого молока воздержанию учился; и, будучи возрастом младенец, не как младенец поститься начинал, и младенцем воспитан был в чистоте, и более благочестием, чем молоком, вскормлен был; и до своего рождения он избран был Богом...».

Икона Божьей матери «Млекопитательница»

Икона Божьей матери «Млекопитательница», которую можно часто увидеть в храмах, напоминает о том, что Богородица родила и вскормила молоком Господа Иисуса Христа. Следовательно, это можно считать эталоном того, как должно делать. В этом контексте сознательный отказ от грудного вскармливания можно расценить как преступление перед своим ребенком и перед Богом.

Молочко для ребенка -  это не только вкусная и полезная пища. Это намного большее благо. С молоком ребенок получает любовь, силу и защиту своей матери. Ребенок с молоком получает всю основную информацию о мире и учится в нем жить. При этом не теряется преемственность поколений. Отсюда и выражение: «впитать с молоком матери»… Сегодня можно отметить повсеместную тенденцию возрождения грудного вскармливания. Все большее количество матерей стараются кормить малышей грудью, при этом увеличивается и продолжительность периода кормления. По статистике только 4% женщин в мире по объективным причинам не могут кормить грудью, для остальных  96% никаких препятствий нет. Поэтому: мамочкам – желания, терпения и любви, а деткам – приятного аппетита!!

 

Молитва Божией Матери Млекопитательнице

 

Тропарь, глас 3-й:

 

 Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матери прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже не престай молити избавитися от бед душам нашим.

 

Кондак, глас 5-й:

 

 Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

 

Молитва:

 

 Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

 

 

 

Юлия Пальчевская,

Магистр философии

 

Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики (четырехтомник), 1928г.

 

Толковая Библия Лопухина под ред. А.П. Лопухина. Приложение к журналу «Странник», СПб.: 1904-1913гг.  2122 стр.

 

Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. СПб.: 1905г.

 

Житие преподобных Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев. Электронный ресурс 2008. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/821150.html

 

borisov-spas.by

ВПИТАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ

кто что

Усвоить с самых ранних лет.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц, сообщество людей (Х) благодаря среде, в которой эти люди выросли, органично восприняли основы какого-л. мировоззрения, систему ценностей, морально-этические нормы, обычаи и т. п. (Р). Говорится с одобрением. книжн. ✦ Х впитал с молоком матери Р. Именная часть неизм. Глаголы не употр. в повел. и сослаг. накл. глаг. обычно в прош. вр. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊛ "Она <…> с молоком матери впитала любовь к труду, рабочая косточка <…>". Р. Орлова, Воспоминания о непрошедшем времени.Она сама была возмущена своим "кощунственным" по отношению к сцене поступком, так не вязавшимся с тем уважением к сцене, которое ей внушили с детства и которое она впитала с молоком матери. В. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.

- <…> человеку надо сказать, власти надо сказать: вот Президент - он может то-то и то-то. Верховный Совет - он может это; местная власть - что может она <…>. Люди этого хотят, требуют: чтобы с молоком матери были впитаны нормы уважения к закону. Потому что беспредел - это самое опасное. НГ, 1994.

Каждый гражданин РФ нерусской национальности - это россиянин, то есть человек, с молоком матери, с детского сада и школьной скамьи впитавший в себя культуру двух народов - русского и своего. НГ, 2000.

Человек с молоком матери впитывает духовные истины, на которые он опирается всю дальнейшую жизнь. Это любовь к своему дому, к Родине, это желание трудиться, приносить пользу людям <…>. НГ, 2000.

В них ещё говорит былой испуг и ужас перед разбушевавшейся стихией, хотя по возрасту большинство любителей порядка не могли в зрелом состоянии видеть стихию. Испуг они всосали с молоком матери. Н. Мандельштам, Вторая книга.

Русский человек - гордый человек; с детства он с молоком матери всасывает любовь ко всему русскому. Н. Тихонов, Великая гордость.

⊜ Одна девчонка написала <…>: "Я ещё не знаю, люблю ли я свою родину или нет". Та учительница как заквакает: "Это - страшная мысль! Как ты можешь не любить? <…> Ты с молоком матери должна была всосать любовь к Родине!" А. Солженицын, Раковый корпус.

⊝ "<…> я [Б. Пастернак] писал, что вырос в семье, где очень сильны были толстовские убеждения, всосал их с молоком матери, что он [Сталин] может располагать моей жизнью, но себя я считаю не вправе быть судьёй в жизни и смерти других людей". О. Ивинская, Годы с Борисом Пастернаком.

культурологический комментарий: ср. сходное по образу латинское изречение Ut poene cum lacta nutricis errorem suxisse videamur. (Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Т. 2. М., 1994. С. 344.) Образ фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира - анимистической, т. е. к одухотворению проявлений свойств человека, а также к древнейшему представлению о питании как о естественном усвоении организмом человека чего-л., как о способе выращивания всего живого, к архетипическому противопоставлению "души" и "тела", к библейским представлениям о пище духовной и пище физической. Компоненты впитать/впитывать, всосать/всасывать соотносятся с совокупностью антропного, т. е. собственно человеческого, и соматического, т. е. телесного, кодов культуры и обозначают процесс глубинного восприятия чего-л. Совокупность компонентов молоко матери соотносится с соматическим, природным и гастрономическим кодами, компонент матери - с антропным кодом культуры. В основании образа фразеол. лежит метафорическое уподобление духовного воспитания вскармливанию грудных младенцев молоком; см. этимологию слов воспитать, воспитатель, ср. отражение сходного образа в выражениях питомец, выкормыш, подпитываться новыми знаниями. фразеол., включающий предлог "с", который здесь означает "при помощи, посредством чего-л., каким-л. образом", в целом выполняет роль эталона: он является измерением усвоения кем-л. морально-нравственных принципов, взглядов, а также служит мерой естественности, органичности какого-л. действия, уподобленного вскармливанию ребёнка в младенчестве. Дополнительное символическое значение правильности, позитивности усвоенных взглядов, принципов вносит компонент матери, символизирующий неиссякаемый источник добра, любви и душевной теплоты; ср. выражения материнская любовь (забота), сердце матери. автор: М. Л. Ковшова Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

ВПИТЫВАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ - это... Что такое ВПИТЫВАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ?

 ВПИТЫВАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ кто что

Усвоить с самых ранних лет.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц, сообщество людей (Х) благодаря среде, в которой эти люди выросли, органично восприняли основы какого-л. мировоззрения, систему ценностей, морально-этические нормы, обычаи и т. п. (Р). Говорится с одобрением. книжн. ✦ Х впитал с молоком матери Р. Именная часть неизм. Глаголы не употр. в повел. и сослаг. накл. глаг. обычно в прош. вр. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊛ "Она <…> с молоком матери впитала любовь к труду, рабочая косточка <…>". Р. Орлова, Воспоминания о непрошедшем времени.Она сама была возмущена своим "кощунственным" по отношению к сцене поступком, так не вязавшимся с тем уважением к сцене, которое ей внушили с детства и которое она впитала с молоком матери. В. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.

- <…> человеку надо сказать, власти надо сказать: вот Президент - он может то-то и то-то. Верховный Совет - он может это; местная власть - что может она <…>. Люди этого хотят, требуют: чтобы с молоком матери были впитаны нормы уважения к закону. Потому что беспредел - это самое опасное. НГ, 1994.

Каждый гражданин РФ нерусской национальности - это россиянин, то есть человек, с молоком матери, с детского сада и школьной скамьи впитавший в себя культуру двух народов - русского и своего. НГ, 2000.

Человек с молоком матери впитывает духовные истины, на которые он опирается всю дальнейшую жизнь. Это любовь к своему дому, к Родине, это желание трудиться, приносить пользу людям <…>. НГ, 2000.

В них ещё говорит былой испуг и ужас перед разбушевавшейся стихией, хотя по возрасту большинство любителей порядка не могли в зрелом состоянии видеть стихию. Испуг они всосали с молоком матери. Н. Мандельштам, Вторая книга.

Русский человек - гордый человек; с детства он с молоком матери всасывает любовь ко всему русскому. Н. Тихонов, Великая гордость.

⊜ Одна девчонка написала <…>: "Я ещё не знаю, люблю ли я свою родину или нет". Та учительница как заквакает: "Это - страшная мысль! Как ты можешь не любить? <…> Ты с молоком матери должна была всосать любовь к Родине!" А. Солженицын, Раковый корпус.

⊝ "<…> я [Б. Пастернак] писал, что вырос в семье, где очень сильны были толстовские убеждения, всосал их с молоком матери, что он [Сталин] может располагать моей жизнью, но себя я считаю не вправе быть судьёй в жизни и смерти других людей". О. Ивинская, Годы с Борисом Пастернаком.

культурологический комментарий: ср. сходное по образу латинское изречение Ut poene cum lacta nutricis errorem suxisse videamur. (Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Т. 2. М., 1994. С. 344.) Образ фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира - анимистической, т. е. к одухотворению проявлений свойств человека, а также к древнейшему представлению о питании как о естественном усвоении организмом человека чего-л., как о способе выращивания всего живого, к архетипическому противопоставлению "души" и "тела", к библейским представлениям о пище духовной и пище физической. Компоненты впитать/впитывать, всосать/всасывать соотносятся с совокупностью антропного, т. е. собственно человеческого, и соматического, т. е. телесного, кодов культуры и обозначают процесс глубинного восприятия чего-л. Совокупность компонентов молоко матери соотносится с соматическим, природным и гастрономическим кодами, компонент матери - с антропным кодом культуры. В основании образа фразеол. лежит метафорическое уподобление духовного воспитания вскармливанию грудных младенцев молоком; см. этимологию слов воспитать, воспитатель, ср. отражение сходного образа в выражениях питомец, выкормыш, подпитываться новыми знаниями. фразеол., включающий предлог "с", который здесь означает "при помощи, посредством чего-л., каким-л. образом", в целом выполняет роль эталона: он является измерением усвоения кем-л. морально-нравственных принципов, взглядов, а также служит мерой естественности, органичности какого-л. действия, уподобленного вскармливанию ребёнка в младенчестве. Дополнительное символическое значение правильности, позитивности усвоенных взглядов, принципов вносит компонент матери, символизирующий неиссякаемый источник добра, любви и душевной теплоты; ср. выражения материнская любовь (забота), сердце матери. автор: М. Л. Ковшова

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.

Смотреть что такое "ВПИТЫВАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ" в других словарях:

phrase_dictionary.academic.ru

Всасывать с молоком матери - это... Что такое Всасывать с молоком матери?

 Всасывать с молоком матери ВСАСЫВАТЬ С МОЛОКОМ <МАТЕРИ>. ВСОСАТЬ С МОЛОКОМ <МАТЕРИ>. Экспрес. Прочно усваивать с самого раннего детства. Он с молоком матери всосал убеждение, что чужой земли на свете не бывает (Куприн. Золото).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.

Смотреть что такое "Всасывать с молоком матери" в других словарях:

phraseology.academic.ru

ВПИТАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ - это... Что такое ВПИТАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ?

 ВПИТАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ кто что

Усвоить с самых ранних лет.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц, сообщество людей (Х) благодаря среде, в которой эти люди выросли, органично восприняли основы какого-л. мировоззрения, систему ценностей, морально-этические нормы, обычаи и т. п. (Р). Говорится с одобрением. книжн. ✦ Х впитал с молоком матери Р. Именная часть неизм. Глаголы не употр. в повел. и сослаг. накл. глаг. обычно в прош. вр. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊛ "Она <…> с молоком матери впитала любовь к труду, рабочая косточка <…>". Р. Орлова, Воспоминания о непрошедшем времени.Она сама была возмущена своим "кощунственным" по отношению к сцене поступком, так не вязавшимся с тем уважением к сцене, которое ей внушили с детства и которое она впитала с молоком матери. В. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.

- <…> человеку надо сказать, власти надо сказать: вот Президент - он может то-то и то-то. Верховный Совет - он может это; местная власть - что может она <…>. Люди этого хотят, требуют: чтобы с молоком матери были впитаны нормы уважения к закону. Потому что беспредел - это самое опасное. НГ, 1994.

Каждый гражданин РФ нерусской национальности - это россиянин, то есть человек, с молоком матери, с детского сада и школьной скамьи впитавший в себя культуру двух народов - русского и своего. НГ, 2000.

Человек с молоком матери впитывает духовные истины, на которые он опирается всю дальнейшую жизнь. Это любовь к своему дому, к Родине, это желание трудиться, приносить пользу людям <…>. НГ, 2000.

В них ещё говорит былой испуг и ужас перед разбушевавшейся стихией, хотя по возрасту большинство любителей порядка не могли в зрелом состоянии видеть стихию. Испуг они всосали с молоком матери. Н. Мандельштам, Вторая книга.

Русский человек - гордый человек; с детства он с молоком матери всасывает любовь ко всему русскому. Н. Тихонов, Великая гордость.

⊜ Одна девчонка написала <…>: "Я ещё не знаю, люблю ли я свою родину или нет". Та учительница как заквакает: "Это - страшная мысль! Как ты можешь не любить? <…> Ты с молоком матери должна была всосать любовь к Родине!" А. Солженицын, Раковый корпус.

⊝ "<…> я [Б. Пастернак] писал, что вырос в семье, где очень сильны были толстовские убеждения, всосал их с молоком матери, что он [Сталин] может располагать моей жизнью, но себя я считаю не вправе быть судьёй в жизни и смерти других людей". О. Ивинская, Годы с Борисом Пастернаком.

культурологический комментарий: ср. сходное по образу латинское изречение Ut poene cum lacta nutricis errorem suxisse videamur. (Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Т. 2. М., 1994. С. 344.) Образ фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира - анимистической, т. е. к одухотворению проявлений свойств человека, а также к древнейшему представлению о питании как о естественном усвоении организмом человека чего-л., как о способе выращивания всего живого, к архетипическому противопоставлению "души" и "тела", к библейским представлениям о пище духовной и пище физической. Компоненты впитать/впитывать, всосать/всасывать соотносятся с совокупностью антропного, т. е. собственно человеческого, и соматического, т. е. телесного, кодов культуры и обозначают процесс глубинного восприятия чего-л. Совокупность компонентов молоко матери соотносится с соматическим, природным и гастрономическим кодами, компонент матери - с антропным кодом культуры. В основании образа фразеол. лежит метафорическое уподобление духовного воспитания вскармливанию грудных младенцев молоком; см. этимологию слов воспитать, воспитатель, ср. отражение сходного образа в выражениях питомец, выкормыш, подпитываться новыми знаниями. фразеол., включающий предлог "с", который здесь означает "при помощи, посредством чего-л., каким-л. образом", в целом выполняет роль эталона: он является измерением усвоения кем-л. морально-нравственных принципов, взглядов, а также служит мерой естественности, органичности какого-л. действия, уподобленного вскармливанию ребёнка в младенчестве. Дополнительное символическое значение правильности, позитивности усвоенных взглядов, принципов вносит компонент матери, символизирующий неиссякаемый источник добра, любви и душевной теплоты; ср. выражения материнская любовь (забота), сердце матери. автор: М. Л. Ковшова

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.

Смотреть что такое "ВПИТАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ" в других словарях:

phrase_dictionary.academic.ru

Всосать с молоком матери - это... Что такое Всосать с молоком матери?

 Всосать с молоком матери Всосать с молоком матери С латинского: Cum lacte nutricis suxisse (кум лактэ нутрицис сугзиссэ). Буквально: С молоком кормилицы всосал. Из сочинения «Тускуланские беседы» римского государственного деятеля, оратора и писателя Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106—43 дон. э.). Но популярным это выражение стало благодаря средневековому богослову Аврелию Августину, или Блаженному Августину (354—430), который в 3-й книге своего автобиографического сочинения «Исповедь» (ок. 400, рус. пер. 1914) повторил это выражение Цицерона, но в несколько измененной форме: «Я всосал с молоком матери». Именно в этом виде выражение и вошло в мировую культуру. Иносказательно: с самого раннего детства приобрести некие качества, представления, проникнуться какими-либо чувствами.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

.

Смотреть что такое "Всосать с молоком матери" в других словарях:

Книги

Другие книги по запросу «Всосать с молоком матери» >>

dic.academic.ru

ВСОСАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ - это... Что такое ВСОСАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ?

 ВСОСАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ кто что

Усвоить с самых ранних лет.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц, сообщество людей (Х) благодаря среде, в которой эти люди выросли, органично восприняли основы какого-л. мировоззрения, систему ценностей, морально-этические нормы, обычаи и т. п. (Р). Говорится с одобрением. книжн. ✦ Х впитал с молоком матери Р. Именная часть неизм. Глаголы не употр. в повел. и сослаг. накл. глаг. обычно в прош. вр. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊛ "Она <…> с молоком матери впитала любовь к труду, рабочая косточка <…>". Р. Орлова, Воспоминания о непрошедшем времени.Она сама была возмущена своим "кощунственным" по отношению к сцене поступком, так не вязавшимся с тем уважением к сцене, которое ей внушили с детства и которое она впитала с молоком матери. В. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.

- <…> человеку надо сказать, власти надо сказать: вот Президент - он может то-то и то-то. Верховный Совет - он может это; местная власть - что может она <…>. Люди этого хотят, требуют: чтобы с молоком матери были впитаны нормы уважения к закону. Потому что беспредел - это самое опасное. НГ, 1994.

Каждый гражданин РФ нерусской национальности - это россиянин, то есть человек, с молоком матери, с детского сада и школьной скамьи впитавший в себя культуру двух народов - русского и своего. НГ, 2000.

Человек с молоком матери впитывает духовные истины, на которые он опирается всю дальнейшую жизнь. Это любовь к своему дому, к Родине, это желание трудиться, приносить пользу людям <…>. НГ, 2000.

В них ещё говорит былой испуг и ужас перед разбушевавшейся стихией, хотя по возрасту большинство любителей порядка не могли в зрелом состоянии видеть стихию. Испуг они всосали с молоком матери. Н. Мандельштам, Вторая книга.

Русский человек - гордый человек; с детства он с молоком матери всасывает любовь ко всему русскому. Н. Тихонов, Великая гордость.

⊜ Одна девчонка написала <…>: "Я ещё не знаю, люблю ли я свою родину или нет". Та учительница как заквакает: "Это - страшная мысль! Как ты можешь не любить? <…> Ты с молоком матери должна была всосать любовь к Родине!" А. Солженицын, Раковый корпус.

⊝ "<…> я [Б. Пастернак] писал, что вырос в семье, где очень сильны были толстовские убеждения, всосал их с молоком матери, что он [Сталин] может располагать моей жизнью, но себя я считаю не вправе быть судьёй в жизни и смерти других людей". О. Ивинская, Годы с Борисом Пастернаком.

культурологический комментарий: ср. сходное по образу латинское изречение Ut poene cum lacta nutricis errorem suxisse videamur. (Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Т. 2. М., 1994. С. 344.) Образ фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира - анимистической, т. е. к одухотворению проявлений свойств человека, а также к древнейшему представлению о питании как о естественном усвоении организмом человека чего-л., как о способе выращивания всего живого, к архетипическому противопоставлению "души" и "тела", к библейским представлениям о пище духовной и пище физической. Компоненты впитать/впитывать, всосать/всасывать соотносятся с совокупностью антропного, т. е. собственно человеческого, и соматического, т. е. телесного, кодов культуры и обозначают процесс глубинного восприятия чего-л. Совокупность компонентов молоко матери соотносится с соматическим, природным и гастрономическим кодами, компонент матери - с антропным кодом культуры. В основании образа фразеол. лежит метафорическое уподобление духовного воспитания вскармливанию грудных младенцев молоком; см. этимологию слов воспитать, воспитатель, ср. отражение сходного образа в выражениях питомец, выкормыш, подпитываться новыми знаниями. фразеол., включающий предлог "с", который здесь означает "при помощи, посредством чего-л., каким-л. образом", в целом выполняет роль эталона: он является измерением усвоения кем-л. морально-нравственных принципов, взглядов, а также служит мерой естественности, органичности какого-л. действия, уподобленного вскармливанию ребёнка в младенчестве. Дополнительное символическое значение правильности, позитивности усвоенных взглядов, принципов вносит компонент матери, символизирующий неиссякаемый источник добра, любви и душевной теплоты; ср. выражения материнская любовь (забота), сердце матери. автор: М. Л. Ковшова

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.

Смотреть что такое "ВСОСАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ" в других словарях:

Книги

Другие книги по запросу «ВСОСАТЬ С МОЛОКОМ МАТЕРИ» >>

phrase_dictionary.academic.ru


Смотрите также