Вино молоко богини: Вино полусладкое белое МОЛОКО БОГИНИ

Пока богиня сцеживает «молоко». Полеты богов и людей

Пока богиня сцеживает «молоко». Полеты богов и людей

ВикиЧтение

Полеты богов и людей
Никитин Юрий Фёдорович

Содержание

Пока богиня сцеживает «молоко»

Глава 1. Вино и молоко — напитки богов

Глава 1. Вино и молоко — напитки богов
Предания гласят, что в каждый период времени на Земле присутствовали разные боги. Во всех легендах отмечается, что боги первого поколения в пище — как мы себе ее представляем — вообще не нуждались, подпитываясь энергией Солнца,

Переменчивая богиня

Переменчивая богиня
В мифе об Инанне и Шукаллитуде обращает на себя внимание беспомощность богини. Это её качество ещё резче бросается в глаза в эпической поэме «Гильгамеш, Энкиду и подземное царство». Однажды, читаем мы в этом произведении, проходя берегом реки Евфрат,

ПЕРЕМЕНЧИВАЯ БОГИНЯ

ПЕРЕМЕНЧИВАЯ БОГИНЯ
В мифе об Инанне и Шукаллитуде обращает на себя внимание беспомощность богини. Это ее качество еще резче бросается в глаза в эпической поэме «Гильгамеш, Энкиду и подземное царство». Однажды, читаем мы в этом произведении, проходя берегом реки Евфрат,

Глава 6 Богиня

Глава 6
Богиня
Теперь римляне начали осыпать Цезаря почестями, а правительство, которое он учредил, не замедлило оправдать свое существование, приняв большинством голосов решение о предоставлении ему безотзывной власти. Он стал консулом на десять лет, и ходили разговоры

4.

6. «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют»…

4.6. «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют»…
Весь XIV в. Венеция продолжала властвовать над средиземноморскими просторами, как Великобритания много позже в Атлантике. Барыши, извлекаемые из оптовой торговли и эксплуатации колоний, сосредотачивались

Торт «Птичье молоко»

Торт «Птичье молоко»
Выражение «птичье молоко» известно в русском языке давно. В справочнике Н.С. и М. Г. Ашукиных «Крылатые слова» его значение определяется так: «нечто неслыханное, невозможное, предел желаний».Сейчас это выражение употребляется только в переносном,

БОГИНЯ СВЯЩЕННЫХ ВОД

БОГИНЯ СВЯЩЕННЫХ ВОД
Не сразу я поверил в это…На рассвете Жанну, мою двоюродную сестру, разбудило необычное ощущение тепла. Это было мягкое ровное излучение, которое притягивало, манило её к окну. Окно она не занавешивала вот уже несколько дней. Почему — она не знает.

Богиня Тара

Богиня Тара
Белая Тара изображается на танках в белом цвете, в облике очень юной и очень чистой девушки, какой была принцесса Вэнь-Чэн; ей всегда шестнадцать лет. Она воплощает мудрость и сострадание, дарует адепту долгую жизнь. Она всевидяща, о чем говорят ее семь глаз: два

ЗОЛОТАЯ БОГИНЯ

ЗОЛОТАЯ БОГИНЯ
На десятом году Троянской войны ахейцы, наконец, убедились, что взять штурмом Трою они не могут. Оставалось надеяться лишь на хитрость. И на непостоянство богов…Когда-то Зевс и Афина не скрывали своих симпатий к этому городу. К ним обратился дарданский царь

МОЛОКО ВОЛЧИЦЫ

МОЛОКО ВОЛЧИЦЫ
Михей обрадовался, когда Денис Коршак позвал его с собой на заседание Совдепа. В ту же ночь Михей стал коммунистом, его приняли в партию большевиков. Определили должность — командир красного эскадрона. Перед светом — июньская ночь коротка — работу

«КІНСЬКЕ М’ЯСО Й КОБИЛЯЧЕ МОЛОКО»

«КІНСЬКЕ М’ЯСО Й КОБИЛЯЧЕ МОЛОКО»
Статтю про Росію в чотирнадцятому томі «Енциклопедії» поміщено під рубрикою «сучасна географія». Розпочинається вона тим, що розташовує Росію на двох континентах: «…Величезні землі, що утворюють цю велику імперію, (лежать) і в Європі, і

БЛОКАДНОЕ МОЛОКО

БЛОКАДНОЕ МОЛОКО
7 ноября 1941 года, в 12.30 в блокадном Ленинграде начался радиомитинг. Открыл его от имени Областного и Городского комитетов партии, исполкомов Советов председатель Ленгорисполкома П.С. Попков. Командующий Ленфронтом генерал-лейтенант М.С. Хозин,

Молоко

Молоко
Согласно античным мифам, Млечный Путь возник, когда Юнона (Гера) отлучила от груди Геракла – молоко богини разлилось по небу. Молоко – пища, дающая силу и людям, и млекопитающим. Благодаря мягкому вкусу и белому цвету, оно часто имело символический характер божьего

Как принести жертву богам • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Антропология, История

Ритуальные крики, ячменная крупа, позолоченные рога и другие важные детали одной церемонии жертвоприношения

Автор Елена Чепель

Слово «жертвоприношение» обозначает разные древнегреческие обряды, со­вершаемые в разных обстоятельствах и с разными целями. Это и подношение богам фруктов, зерна и лепешек, и сжигание ладана, и убийство животных с последующим съедением оставшегося мяса, и сжигание животных целиком, и ритуальное возлияние вина, молока, меда, воды или масла, и пролитие жерт­венной крови для скрепления клятвы.

Самый распространенный тип жертвоприношения у древних греков — закла­ние домашнего скота — назывался thysia («тисия»). Мясо частично сжигали: богам доста­вался дым, участникам церемонии — мясо.

Философ Теофраст выделил три цели жертвоприношения: воздать богам по­чести, поблагодарить их и попросить у них что-то. Но это лишь одна из воз­можных трактовок обряда. Уже в ХХ веке эллинист и специалист по древне­греческой религии Вальтер Буркерт выдвинул новую версию: смысл жертво­приношения — в чувстве вины, которое испытываешь после убийства. Ритуал нейтрализует выплеск агрессии, связанный с убийством животного. Впрочем, эту теорию опровергли как противоречащую античным свидетель­ствам. Неко­торые историки считают, что цель жертвоприношения — в установке социаль­ной иерархии между участниками обряда, в том числе богами, через распреде­ление лучших и худших кусков мяса во время совместной трапезы. Так жертво­приношение как бы закрепляет и оправдывает социально-эконо­мическую и политическую реальность. С антропологической точки зрения жертвоприно­шение является аналогом подарка: люди преподносят сакральный дар богам, рассчитывая на ответные дары. Такие подарки составляют основу взаимоотно­шений как между людьми, так и с потусторонними силами.

У греков не было отдельного класса жрецов, поэтому жертвоприношение мог совершить кто угодно. Для разделывания мяса часто звали мясника. Жертво­приношение совершали не внутри храма, а рядом с ним, у алтаря на открытом воздухе. Часто устраивались камерные домашние жертвоприношения в кругу семьи. Если после ритуала планировался обед или ужин, ритуальный пир устраивали в специальных помещениях при святилище или дома. Иногда жертвенное мясо продавалось, но все же большинство костей домашних животных находят именно в святилищах. Получается, греки почти всегда ели мясо после ритуального заклания животного — то есть достаточно часто, если судить по сохранившимся календарям с указаниями, когда и каким богам при­носить жертвы. Большое количество скота закалывали по случаю ежегодных городских праздников. Во время частных обрядов, как правило, обходились одним некрупным животным.

1 / 2

Стела с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э.Remi Mathis / CC BY-SA 3.0

2 / 2

Фрагмент стелы с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э.Dave & Margie Hill / CC BY-SA 2.0

Правила церемонии не были сведены в жесткую систему: в разных полисах последовательность действий варьировалась. О разных типах, способах и про­цедурах жертвоприношения мы знаем из специальных ритуальных текстов, которые имели статус законов и высекались в камне для всеобщего обозрения. Среди других источников — античная литература, вазопись, рельефы, а с не­давнего времени еще зооархеология (анализ остатков животных, принесенных в жертву). Эти свидетельства позволяют понять некоторые закономерности thysia и реконструировать особенности обряда.

1. Выберите жертву

Жертвоприношение быка. Роспись кратера. Аттика, 410–400 годы до н. э. Кратер — сосуд для смешивания воды и вина.The Metropolitan Museum of Art

Сначала нужно определить бюджет жертвоприношения. Самое дорогое жи­вот­ное — корова. Если грядет большой праздник (например, богини — покро­ви­тельницы города), имеет смысл потратиться, например, на 50 коров. А вот поросята — дешевый вариант, который используется в ритуале очищения: кро­вью животного опрыскивают участников обряда, а само мясо не едят. Самое распространенное жертвенное животное — овца: идеальное соотношение цены и качества. Выбор животного зависит еще от того, кому предназначена жертва. Тут важно все — возраст животного, пол и цвет. Богам подойдут самцы, а боги­ням — самки. Животных черного цвета приносят в жертву подземным хтони­че­ским богам. Прежде чем начать ритуал, сверьтесь со специальными кален­даря­ми и другими ритуальными текстами: например, 12-го числа месяца ан­фесте­риона (приходится на наши февраль — март) богу вина Дионису нужно при­но­сить в жертву темно-рыжего или черного козленка с непрорезавшимися зуба­ми, а богине плодородия Деметре в месяце мунихионе (апрель — май) — бе­ре­менную овцу. Богине ночного колдовства Гекате придется принести в жерт­ву собаку, но это уже другой тип жертвоприношения: собачину греки не ели.

Важный совет: Не приносите в жертву людей, даже если вы прочитали об этом в древнегреческих мифах и литературе. Человеческих жертвоприноше­ний в Гре­ции не засвидетельствовано.

2. Найдите профессионального музыканта

Сцена жертвоприношения. Юноша (слева) играет на авлосе. Роспись кратера. Аттика, около 430–410 годов до н. э.© The Trustees of the British Museum

Каждый этап ритуала должен сопровождаться музыкой. Хорошее исполнение радует богов и располагает их к обряду. Специальные обрядовые гимны назы­ваются просодии и пеаны. Первые следует петь, пока животное ведут к алтарю (музыка задает ритм процессии), вторые — уже у самого алтаря. Пение проис­ходит под аккомпанемент дудки — авла. Пока играет авлет, процессия ждет благоприятных знамений, чтобы начать церемонию. Логика богов, впрочем, не всегда понятна. Так, Плутарх рассказывает историю про музыканта Исме­ния, который долго играл на флейте, а знамений все не было. Тогда нетерпе­ливый заказчик жертвоприношения отобрал флейту у профессионала и неуме­ло заиграл сам, и только тогда жертвоприношение состоялось. На что Исмений ответил, что его музыка нравилась богам, вот они и не спешили с решением, но, услышав музыку дилетанта и решив от нее поскорее избавиться, они все-таки приняли жертву.

Важный совет: Авлету придется заплатить, но можно это сделать, поделив­шись с ним жертвенным мясом.

3. Помойтесь и нарядитесь

Участники церемонии жертвоприношения в венках и белых одеждах. Фрагмент росписи кратера. Аттика, конец V века до н. э. The Metropolitan Museum of Art

Праздничное настроение — это важно. Сходите в бани, наденьте нарядные бе­лые одежды и украсьте голову венком. У алтаря можно разуться, чтобы под­черкнуть священный характер происходящего. Важно не только нарядиться самому, но и нарядить жертву, ведь для животного участие в обряде — большая честь. Позолотите рога корове, как это сделал старец Нестор в «Одиссее», что­бы порадовать богиню Афину (эту услугу можно заранее заказать у кузнеца). Если финансы не позволяют, просто повяжите банты и намотайте венки вокруг головы и живота жертвы.

Важный совет: В афинских законах говорится, что жертвоприношение Афине должно быть максимально прекрасным, поэтому, если вы посвящаете ей празд­ничную церемонию, смело требуйте на торжества и украшения побольше денег из городского бюджета.

4. Организуйте шествие

Девушка с корзиной с инструментами для церемонии. Фрагмент росписи скифоса. Аттика, около 350 года до н. э. Скифос — керамическая чаша для питья с низкой ножкой и горизонтально расположенными ручками.The Metropolitan Museum of Art

Все почти готово, и вот тут начинается один из самых важных этапов — торже­ственная процессия. Участники обряда ведут животное к алтарю под музыку и пение. Важно правильно организовать процессию и распределить роли: кто за кем идет, у кого что в руках и кто что делает. Не забудьте принести к алтарю инструменты для церемонии — прежде всего нож. Положите нож в корзину, посыпьте его ячменной крупой (чуть позже объясним, зачем это нужно) и украсьте бантами. Пусть корзину несет на голове девочка аристократи­че­ского происхождения, она же должна возглавлять шествие — ведь молодость и невинность гарантируют успех предприятия. Если девочку найти не удалось, сойдет и простой раб. Кто-то обязательно должен держать кувшин с водой для ритуального окропления участников и алтаря. Кому-нибудь поручите нести ле­пешки и пироги — они тоже пригодятся для ритуальных целей. В начале про­цессии громко объявите о том, что сейчас будет совершаться свя­щеннодей­ствие. Это можно сделать с помощью возгласа «Эвфемия! Эвфемия!» — что до­словно переводится как «благоговейная речь», но в данном случае означает скорее «Внимание! Внимание!».

Важный совет: Если вы не знаете, где набрать участников процессии, позовите домочадцев, детей и рабов. Жена, невестки и дочери будут нужны для испол­нения риту­ального женского крика ololygmos во время заклания жертвы. До конца неясно, зачем нужен был крик — то ли чтобы заглушить рев живот­ного, то ли чтобы отметить важность происходящего.

5. Не забывайте о деталях

У алтаря нужно будет произнести молитву: подумайте заранее, о чем вы хотите попросить богов. Прежде чем убить животное, посыпьте всех участников яч­менной крупой  Вероятнее всего, использование ячменя в ритуалах связано с его психоделическими свойствами. и окропите водой. Теперь достаньте ритуальный нож, от­режьте клок шерсти и бросьте в огонь. Если животное крупное, разумнее оглу­шить его топором, а уже потом перерезать ножом горло. Именно сейчас жен­щины долж­ны испустить ритуальный крик. Важно, чтобы кровь животного пролилась на алтарь, а не на землю. Попадание жертвенной крови на землю — дурной знак и может привести к мести и очередному кровопролитию. В неко­торых случаях имеет смысл собрать пролитую кровь в специальную вазу.

Сфагейон — сосуд для сбора крови. Каносса, конец IV — начало III века до н. э.

Из собрания ГМИИ им.  А. С. Пушкина / Wikimedia Commons

Во время разделки самое главное — правильно отделить те части мяса, которые полагаются богам. Обычно это бедренные кости. Их нужно очистить от мяса, завернуть в жир и сверху прикрыть другими кусками небольшого размера. Лучшие куски мяса можно оставить себе: как показывает опыт Прометея, боги все рав­но ничего не заметят. Добавьте на алтарь хвост с крестцом, желчный пузырь и любые другие внутренние органы. Сожгите. Важно, чтобы дым шел в небо, к богам. Пролейте на алтарь немного вина — чтобы богам было чем запить мясо. Чтобы разделать и приготовить оставшееся мясо, лучше позвать мяс­ника. Теперь приступайте к праздничному ужину. Не забудьте отдать луч­шие куски самым почетным гостям.

Важный совет: Внимательно следите за знамениями. Например, за тем, как ведет себя в огне хвост животного или что происходит с внутренними орга­нами. Правильное толкование позволит понять, понравилась ли богам цере­мония. Хорошие знаки, когда хвост в огне закручивается, а печень здо­ровая, с равными долями. Если обряд совершается перед битвой, о победе говорит сильный огонь, уничтожающий всю жертву целиком. Дурными зна­мениями являются скудное пламя, а также брызги от сжигания желчного пузыря и дру­гих внутренних жидкостей.

Читайте другие советы и инструкции

 

Как вызвать духа

 

Как узнать ведьму

 

Как победить болезнь

 

Как приворожить возлюбленного

 

Как ухаживать за девушкой

 

Как подготовить боевого слона

 

Как воспитать почтового голубя

 

Как присушить парня

 

К кому пойти лечиться

Источники

  • Аристофан. Мир.
  • Аристофан. Птицы.
  • Гесиод.  Теогония. 
  • Гомер. Одиссея. 
  • Naiden F. S. Smoke Signals for the Gods: Ancient Greek Sacrifice from the Archaic through Roman Periods.

    Oxford University Press, 2013.

  • Ullucci D. Contesting the meaning of animal sacrifice.

    Ancient Mediterranean Sacrifice. Oxford University Press, 2011.

  • Van Straten F. T. Hierà kalá: Images of Animal Sacrifice in Archaic and Classical Greece.

    Brill, 1995.

Теги

Инструкция
Античность

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Камео дня

Стивен Кинг в «Кладбище домашних животных»

Сериал дня

О кардинале Ришельё

Марш дня

«Свадебный сон»

Архив

Литература

10 цитат из воспоминаний Корнея Чуковского

О Куоккале, «Чукоккале» и блинах Лили Брик

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Вода, молоко и вино: три обещания жаждущим

Приидите, все жаждущие,
придите к водам;
      и тот, у кого нет денег,
приходите, покупайте и ешьте!
      Приходите, купите вино и молоко
без денег и без цены. » (Исаия 55:1)

Приглашение Бога на свой великий пир выходит за рамки этнических и социально-экономических границ — для «всех, кто жаждет» — и обращено к двум группам: у кого есть деньги, а у кого нет.

Жаждущим и сломленным (Исаия 55:1), придите к водам . А тем, кто тратит то, что имеет, на все неправильные вещи (Исайя 55:2), выслушайте это предложение, отвернитесь от своего безумия и придите к водам . Одна группа духовно бедна и пуста и признает это. Другой делает вид, что человеческие усилия и затраты могут обеспечить длительное удовлетворение. Может быть, даже у третьей группы были деньги, они плохо их тратили, а теперь их нет.

Какими бы ни были обстоятельства призванного, благая весть в этом великом приглашении заключается в том, что Бог предлагает истинный пир человеческой душе — и он предоставляется, что примечательно, «без денег и без платы».

Бесплатно, по высокой цене

Бог предлагает свой пир бесплатно, но это не значит, что он дешевый. Предоставление такой богатой пищи дорого обходится, и эти расходы, как предсказал Исаия, будет нести Слуга Божий (Исаия 53:4–6, 12). Удивительно, но этот пир, обещающий истинное удовлетворение, предоставляется бесплатно всем, кто готов признать свою бедность и бессилие и смиренно прийти принять его.

Трижды Бог манит всех, кто услышит: «Придите». Трижды он умоляет: «Слушай». Он изливает три обетования жаждущим: вечный завет, благосклонный царь и, наконец, самого себя (стихи 3–5). И это истинное удовлетворение души, которое он предлагает, он сравнивает с субстанцией и сладостью трех напитков: воды, молока и вина.

Вода для жизни

Во-первых, Бог предлагает воду, чтобы утолить жажду нашей души. «Идите, все жаждущие, идите к водам». Он призывает тех, у кого самые основные человеческие потребности не удовлетворены, тех, кто умирает от обезвоживания, прийти и получить освежение, которого они жаждут.

Для тех, кто изнывает от жажды в пустыне, все, о чем они могут думать, это вода. Итак, Божье предложение начинается с самой насущной потребности: жизни. Его вода оживляет обморока. Его вода восстанавливает утомленного. Добрый пастырь «ведет меня к водам тихим. Он исцеляет мою душу» (Псалом 22:2–3).

Когда на место происшествия прибудет долгожданный Слуга Божий, он объявит, что вода, которую он дает, — «вода живая». Он не только утолит жажду нашей души в данный момент, но и «кто будет пить воду, которую Я дам ему, никогда больше не будет испытывать жажду. вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоанна 4:14).

Молоко для силы

Но этот Бог предлагает не только жизнь и освежение, но также питание и силу. Мы кормим младенцев бесконечным молоком, чтобы помочь им расти, дать им питательные вещества, необходимые для развития, здоровья и стабильности.

Голодный новорожденный может попытаться схватиться за что-нибудь достаточно близкое ко рту. Во Христе Бог предлагает удовлетворить аппетит к такому росту и совершенству. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое духовное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, если только вы вкусили, что благ Господь» (1 Петра 2:2–3). Этот Господь дает нам не только жизнь, но и рост, здоровье, стабильность и силу.

Вино для радости

В-третьих, игристое вино. Во всем Писании вино ассоциируется с радостью (1 Паралипоменон 12:40; Неемия 8:10; Псалом 4:7; Исаия 16:10; 22:13; 24:11; Иеремия 48:33; Захария 10:7).

Бог создал «вино, чтобы веселить сердце человека» (Псалом 104:15). Вино — это мощный образ, бодрящий напиток, который является идеей Бога — и, как и другие Его лучшие дары, не лишен серьезной и задокументированной опасности в руках грешников. Трудно злоупотреблять водой. Некоторые злоупотребляют молоком (и сливками). Многие злоупотребляют вином. И все же Бог берет на себя риск сделать свою точку зрения ослепительной.

Вино, со всеми его опасностями и приятностями, может кое-что рассказать нам о том, кто предлагает этот пир. Его обеспечение водой, молоком и вином показывает нам не только жизнь, которую Он дает, но и Бога, которым Он является. Джон Пайпер пишет,

Бог не только для чрезвычайных ситуаций и горных вершин. Он для здоровья в долгосрочной перспективе. Он предлагает вам не только ожить с помощью воды, но и стать устойчивым и сильным с молоком. . . .

Но это еще не все, что нам нужно в жизни. Какими бы стойкими, безэмоциональными, флегматичными, непринужденными или невозмутимыми мы казались другим, внутри каждого из нас живет ребенок, которого Бог создал для веселья — для криков, пения, танцев, игр, прыжков и прыжков. бегает и прыгает и смеется. . . .

Бог желает воскресить нас из зноя Долины Смерти чудом своей воды; и сделай нас сильными, здоровыми и устойчивыми с помощью чуда его молока; а затем подарите нам бесконечное и вечно свежее возбуждение от чуда его вина. («Великое приглашение»)

Живой, сильный, веселый

Когда бедные и бессильные приклоняют ухо к этому смиренному и прекрасному приглашению и приходят, они обнаруживают, что тот, кто накрыл этот пир, не скуп. Он не экономит на стоимости. Он щедро щедр. Он предлагает изобилие, и его изобилие демонстрирует широту его сердца. И когда он приглашает нас насладиться его щедротами, он добивается, чтобы мы наслаждались его личностью.

Даже сейчас, в этот неполный век, он предлагает освежить вашу душу. Он предлагает укрепить ваше сердце в Его Сыне. Он предлагает взволновать ваш дух в Его Духе.

Приди к этому Богу и его страдающему Слуге и вкуси радость утоления жажды, утоления голода и утоления глубочайшего желания. Истинно сейчас — и полностью на грядущем великом пиру.

«В тот день
горы потекут сладким вином,
      и холмы потекут молоком,
и все русла Иуды
      потекут водой». (Иоиль 3:18)

Хатор: Богиня, чтобы получить пиво (или стакан молока) с

Во многих древних культурах боги и богини часто не считались по своей природе хорошими или плохими, а скорее обладали потенциалом быть и тем, и другим – выполняя доброжелательные действия, приносящие пользу преданным людям, или высвобождение гнева на тех, кого считают недостойными благосклонности богов. Обе черты были поводом для поклонения: вы могли восхвалять бога или богиню за их благосклонность, и вы могли в равной степени восхвалять их, чтобы избежать их гнева.

Считалось, что божества, которым поклонялись должным образом, приносили пользу человечеству дарами, милостями, навыками и удачей. Но есть много известных историй о богах и богинях, которые учат человечество тому, насколько гневными они могут быть, если им не поклоняться должным образом.

Одной из таких сказок является древнеегипетская история, которую египтологи называют «Уничтожение человечества». В этой истории бог-создатель Ра устал от неблагодарного человечества, которое хотело восстать против него. Он решил послать богиню, чтобы преподать урок своему творению, и, по одной из версий истории, он посылает богиню Хатхор.

T.2014-440 Фрагмент фаянсовой ручки систрума в виде богини Хатхор. Раскопан Джоном Гарстангом в Мероэ, Судан.

Влюбленная корова

Хатор легко узнать среди богов и богинь Древнего Египта. Ее часто изображали с чертами коровы, такими как бычьи рога и коровьи уши. Ее могли изображать как женщину с головой коровы, а иногда даже целиком изображать в виде коровы. Хатор будет одной из немногих женщин, которых можно назвать коровой и не беспокоиться о ее гневе! Фактически, вы были бы исторически и политически корректны, поскольку она часто принимала форму небесной коровы.

Вкратце, Хатор можно рассматривать как богиню неба, любви, женщин и плодородия. Она была богиней земледелия, плодородия и деторождения, и считалось, что она одаривает детей прекрасными дарами. Она ассоциировалась с музыкой, танцами, пьянством и, прежде всего, благодарностью. На самом деле, более длинная история происхождения Хатор включает в себя то, что Хатор почти покончила со всеми людьми из-за отсутствия у них именно этого. И в этом заключается то, что вызовет гнев богини-коровы…

Доброжелательный убийца людей?

Около 3000 лет богиня Хатхор упоминалась в древнеегипетских писаниях и искусстве. Государство Египта претерпело изменения в течение этого длительного периода времени, как и их святые существа. Хатор обычно считалась доброжелательной богиней, и через ряд гимнов, песен и сказок о ней мы можем прочитать о том, как она считалась олицетворением доброты и любви.

По крайней мере, так ее стали воспринимать со временем — после того, как великий бог неба Ра первоначально использовал ее как оружие для уничтожения человечества. Да, богиня, синоним доброты и всего приятного, когда-то была синонимом Сехмет — богини войны и всего мстительного!

В «Уничтожении человечества» люди начали пренебрегать почитанием Ра, не делая даров и подношений богам. В гневе Ра послал свой «Око» в форме Хатхор, чтобы сеять хаос на земле. Она бегала по городам, убивая всех, кого встречала, разоряя поля и разрушая дома в кровожадной ярости.

Единственным, что спасло людей, было вмешательство других богов, сказавших Ра, что «урок» пройден и что скоро не останется людей, если Хатор — как Сехмет — не остановить. Однако Сехмет-Хатор нельзя было контролировать.

Обычно Око Ра возвращалось к нему после того, как выполнялась работа по причинению кому-либо яростного хаоса, но под Хатхор оно не слушалось. Ра должен был обмануть ее, поэтому он использовал красное вино или пиво с красной охрой, чтобы имитировать кровь. 7000 кувшинов этой поддельной крови было вылито на болота Дендеры, и в жажде крови она выпила каждую каплю, потеряв сознание в пьяном угаре. Когда она очнулась от пьяного сна, она снова проснулась Хатор — доброжелательной и нежной богиней.

E.4033 Египетский пивной кувшин из могилы в Иераконполисе, относящийся к позднему додинастическому периоду – один из 7000, используемых для опьянения Хатор?!

В египетских писаниях мы можем прочитать о том, как богиня превратилась из Сехмет, богини-льва, разъяренной жаждой крови, в Бастет, кошачью богиню. Богиня-корова превратилась из могучего льва в мягкую, как котенок.

Вечная благодарность, лысые фанаты и молоко

Сехмет-ярость Хатор была вызвана не тем, что ее называли коровой, но человечество, похоже, усвоило урок: никогда не терять уважения к богам (и, возможно, никогда не отвергать или связываться с разгневанной женщиной). Или вновь обретенное уважение и восхищение были вызваны новым подходом Хатор к проявлению благожелательности? Ей навсегда будет уважала за ее способности, и иногда ее называли «Хозяйкой страха», но ее также обожали за ее мягкость, возникшую после уничтожения человечества.

После своего мифического происхождения как опасного истребителя как мужчин, так и женщин, она стала высшим символом доброты, и человечество будет выражать свое обожание ей на протяжении всех древних египетских времен. А может быть, и по сей день?

Другим прозвищем Хатор было «Госпожа пьянства», а ежегодный праздник среди древних египтян, известный как 9Фестиваль 0004 Тех , или Фестиваль Пьянства , праздновал, как люди были живы отчасти благодаря алкоголю. Это был алкоголь, который вырубил могущественное коровье божество, пытающееся уничтожить людей, и они выпьют за это! В храмовых сценах мы можем видеть, как древние египтяне напивались до тех пор, пока они, как и Хатхор, не теряли сознание.

E.5287 Фрагмент объекта с изображением Хатор в виде женщины с коровьими ушами, обрабатывается для фотограмметрии.

Одной из основных групп поклонников Хатор были «лысеющие мужчины Хатор», духовенство, посвященное богине, лысеющей от старения. Эта полулысина поклонников Хатор была изображена на статуях; с высокой линией роста волос, как у самой Хатор. Он символизировал мудрость, зрелость, а также считался символом эротики, демонстрируя божественно-человеческие физические изменения в старости. Процесс изменения с возрастом считался священным, а постоянно меняющиеся состояния человеческой жизни были поставлены на карту священных вещей в Древнем Египте — благодаря эстетике Хатхор и ее поклонникам.

Хатор часто упоминалась в любовной поэзии, и считалось, что она сближает пары романтически. На самом деле она была покровительницей любви, и ее часто называли «золотой». Из-за ее положения богини любви, секса и размножения подарки, дарованные ей людьми, часто носили сексуальный характер. Люди иногда оставляли ей деревянные фаллосы в качестве предметов обета в ее святилище в Дейр-эль-Бахри, чтобы избежать импотенции и увеличить шансы на рождение большого количества детей. Обычно отправлять фаллические фотографии женщинам не рекомендуется, однако кажется, что Хатор может быть единственной женщиной, которая не осудит такое фото, посвященное ей.

Во время Фестиваля пьянства египтяне вступали в сексуальные отношения, чтобы прославить Хатхор как богиню любви. В целом, участие в этом фестивале или оставление несколько непристойных вотивных предметов кажется хорошим способом заручиться благосклонностью — или остаться на хорошей стороне — богини, известной как своими щедрыми дарами, связанными с любовью, так и своим яростным гневом!

E.7027 Фрагмент трещотки из слоновой кости с изображением лица Хатор.

Более благоприятным для семьи способом выразить свою благодарность Хатор может быть потребление и восхваление молока. На изображениях Хатор показано, как ее вымя «течет молоком», восхваляя не только Хатор и ее связь с матерями и детьми, но также восхваляя молоко и его пользу для людей. Семь Хатор — второстепенные богини, считающиеся аспектами Хатор — пели Гимн Семи Хаторов , восславивший богиню:

Мы играем в бубен для твоего ка ,
Мы танцуем для твоего величества
Мы возносим тебя
До высоты небес.
Ты Хозяйка Сехем ,
менат и систрум
Хозяйка Музыки
За чьим ка лежит.

Мы восхваляем твое величие каждый день
От заката до света на Земле,
Мы радуемся твоему лику,
О Госпожа Дендеры.
Мы славим тебя песней.

Интересно, что эта песня очень похожа на ту, которую мы поем перед завтраком в детстве в Норвегии. Наша песня восхваляет корову и молоко, которое она нам дает. Сходство, как видно в первом куплете, поразительно:

Моя корова, благодарю тебя,
Вкусное молоко ты мне даешь,
Каждый день я к моему хлебу –
Пью твое молоко так сладко.

(Kua mi, jeg takker deg,
Deilig melk du gir til meg.
Hver en dag jeg til mitt brød –
Drikker melka di så søt.