О проекте Редакция Авторы Галерея Книжн. шкаф Архив 2001 г. Архив 2002 г. Архив 2003 г. Архив 2004 г. Архив 2005 г. Архив 2006 г. Архив 2007 г. Архив 2008 г. Архив 2009 г. Архив 2010 г. Архив 2011 г. Архив 2012 г. Архив 2013 г.
«МОЛОКО»
«РУССКАЯ ЖИЗНЬ»
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
«ПОЛДЕНЬ»
«ПАРУС»
«ПОДЪЕМ»
«БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ»
ЖУРНАЛ «СЛОВО»
«ВЕСТНИК МСПС»
«ПОДВИГ»
«СИБИРСКИЕ ОГНИ»
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
Лидия СЫЧЕВА
Прокопьева З. Е. Своим чередом. Роман. – Челябинск: ИД «Пресс-Мастер»,
2008, 512 с.
Переиздание этой книги – огромное событие в духовной жизни России. (И в
моей собственной жизни – тоже.) Пусть тираж – 1000 экземпляров, пусть молчат
о ней «заводилы» громких литературных премий (им можно посочувствовать: они
лишены великого счастья – причастности к яркой, значимой, сильной прозе),
пусть автор пребывает в тщете и забвении, а всё же дело сделано – книга
вернулась, её прочтут многие и многие, и это слово обязательно отзовётся в
наших сердцах – иначе и быть не может!
Назову имена тех, кто прямо или косвенно способствовал переизданию книги,
её возвращению к читателю. Это Валентин Сорокин, Геннадий Старостенко,
Вячеслав Румянцев, Капитолина Кокшенева, Алексей Любомудров, Ирина Репьева,
Юрий Галкин. И, конечно же, многие челябинские литераторы, прежде всего,
Анатолий Белозерцев, Рустам Валеев и Сергей Алабжин, а также администрация
Челябинской области, которая профинансировала издание. Вместе мы сделали
хорошее дело, которым можно гордиться – вернули народу гениальный роман,
эпос, который стоит в одном ряду с творениями наших самых выдающихся
писателей. Русские люди, эта книга – для вас! Читайте, думайте, смейтесь,
плачьте и не забывайте – за плечами у нас великая история, великая война,
великая беда, великие предки! А напомнила нам об этом Зоя Егоровна
Прокопьева – писатель огромного изобразительного и провидческого дара.
Нет смысла передавать сюжет романа «Своим чередом». Потому что, допустим,
беглый пересказ «Илиады» Гомера тоже не даст представления о великой поэме.
Содержание «Слова о полку Игореве…» можно передать в нескольких
предложениях, но как это будет далеко от истины! Так вот: «Своим чередом»
надо читать! Это как раз тот редкий случай, когда читать нужно всем! Роман
Зои Прокопьевой – истинно народное, «родовое» произведение, он особенно
много скажет сердцам «родственников», близких и дальних, потомкам
индоевропейцев-ариев-праславян; и, наверное, эта книга оставит глубоко
равнодушными (или даже вызовет раздражение) «чужаков», тех, для кого «родина
там, где меньше налоги».
Не у каждого, даже талантливого, литературно-одаренного писателя есть
чувство исторического времени. Особенно тяжело молодым – с детства им
«подрезали» крылья творческого воображения, и часто их мир – это мир
городского колодца, асфальтовых джунглей, наркотических ночных клубов, мир
теле-СМИ, отравляющих смердящими миазмами душу и тело. Как мал становится
человек – с оборванными родовыми связями, искаженным сознанием, с
изломанными социальными ролями; человек, дышащий бензиновыми испарениями и
пьющий отравленную воду! Человек, перестающий искать истину, человек,
сумевший когда-то пережить голод, а теперь капитулирующий перед мнимой
сытостью синтетической еды! Человек без будущего и без прошлого, мучающийся
в своем маленьком, тюремном мирке, куда заточили его «лукавые». Писатель,
выражающий голос этих «заблудших», живущий с ними одной жизнью, и, вероятно,
страдающий не меньше своих героев, наверное, любопытен с точки зрения
социологии. А всё же опираемся мы на сильного духом, а не на больного и
слабого. И книга Зои Прокопьевой, её герои, дают нам эту опору. Это особенно
важно сегодня, когда наше духовное пространство «заболоченно», когда видимые
«кочки» и «островки» твёрдой почвы можно пересчитать по пальцам. Размах
крыльев творческого воображения Зои Прокопьевой поражает – это высокий,
свободный, счастливый и гордый полёт; нет, это не самолюбование, это горькое
счастье – служить своему народу, верить в него, воспевать его подвиги,
горевать над его бедами, а главное – не предавать его – нигде, никогда!
И тогда приходит это чувство – святое чувство сопричастности. Как, откуда
у автора, деревенской девчонки без систематического образования (в юности —
вечерняя средняя школа, и уже много позже – учеба на Высших литературных
курсах), это главное, коренное знание жизни и людей, воплощенное в слове?!
Жизни не обыденной, не бытовой, а жизни в её историческом движении, на
протяжении многих поколений?! Удивительное дело: первый вариант романа
«Своим чередом» был создан в 1977 году, в тайге, при керосиновой лампе, за
два зимних месяца. Потом книга долго кочевала по издательствам и вышла в
Челябинске в 1986 году. И – внимание! — только через год, в 1987 году
учёными под руководством Геннадия Здановича в Брединском районе Челябинской
области был открыт Аркаим — укреплённое поселение эпохи бронзы.
Сейчас вокруг Аркаима много шума, домыслов, толкователей,
«расшифровщиков». А когда-то Зоя Прокопьева первой описала народ эпохи
бронзы, который жил в «аркаимовских» местах! Некоторым этот эпизод в романе
казался странным, выпадающим: как это, роман про советскую эпоху, и вдруг –
историческая фантастика! Но автор оказался умнее своих критиков: мы живем на
древней земле с великой, и во многом неизвестной нам историей. Не случайно
сведущие люди говорят, что «индоевропеистика – фундаментальная наука, ничуть
не уступающая по своей значимости атомной энергетике. Кто контролирует эту
науку, тот и владеет миром». И – добавлю еще одну цитату человека, который
занимается индоевропеистикой: «Для современного россиянина ничего не знать
об арийцах, о древних индоевропейцах, о происхождении славян – это самое
лучшее, что он может сделать. Ибо только так он сможет безболезненно войти в
то состояние, которое уготовано современной России другими державами, а
именно – рабское».
Но в романе «Своим чередом» властвует иной дух – дух свободы. Книга,
созданная в самые благополучные годы советской власти, совершенно лишена
признаков духовного «застоя», она вся – движение, вся – чувство, вся –
чуткое познание мира (и в «ширину», и в «глубину»), она наполнена
масштабными человеческими характерами, исключительными по своей цельности и
жизнестойкости. Читая роман, думаешь: Боже мой, неужели мы были такими
всего лишь 60-70 лет назад?! И как автору при господстве жесткой идеологии
удалось легко, кажется, что без всяких усилий, соединить языческую
древность, цветущий сад православия и красные знамена обновляющегося мира?!
Откуда это сокровенное и безусловное знание, это естественное чувство
исторического времени?!
Многие публицисты, у которых «есть мысли» и любовь к искусственным
метафорам, устремляются в литературу, чтобы в художественной форме, через
«размышления героев» рассказать читателям о том, какая у нас должна быть
«национальная идея», как «спасти Отечество», какая возможна «антиутопия» в
случае того или иного развития событий и проч. Так вот, в романе «Своим
чередом» никаких таких размышлений нет вообще! Но зато в нём есть то, чего
нет в подавляющем большинстве современных произведений – живая жизнь! Силой
своего огромного таланта, действиями героев Зоя Прокопьева показывает нам,
что есть власть и какова её тайная, мистическая и священная природа; что
есть народ и как им нужно управлять; какова роль прекрасного и материального
в жизни людей; что есть христианство на русской земле, и почему так важно
для народа знать и хранить свою родовую историю.
В русской литературе, богатой большими талантами и мощными
произведениями, всё-таки не так уж много безусловно ярких, сильных, цельных
эпических героев, рождённых самой жизнью и шагнувших на страницы книг. У Зои
Прокопьевой такой герой есть. Это Нил Краюхин, сначала деревенский кузнец, а
потом крупный организатор производства на Урале. Создание этого образа,
центрального в романе «Своим чередом», и есть образ власти от Бога, власти
духовной и человеческой. Точно знаю (мы обсуждали этот вопрос с Зоей
Егоровной), что одним из главных прототипов Краюхина, его прообразом не по
житейской биографии, а по духовной сути, характеру, поступкам, по удали и
дерзости, стал поэт Валентин Сорокин. Да-да, не надо удивляться! Скажу
больше: о Валентине Васильевиче, его творчестве написано много (вот и
Александр Байгушев недавно издал книгу «Культовый поэт русских клубов
Валентин Сорокин»), а всё же настоящий его портрет, пусть и в романной,
художественной форме, удался только одному человеку – Зое Прокопьевой. И это
тоже – огромная удача. Потому что обычно «лицом к лицу лица не увидать»:
когда-то и Сорокин, и Прокопьева работали на Челябинском металлургическом
заводе, посещали литобъединение «Металлург», дружили… Но Зоя Прокопьева
давным-давно поняла и оценила то, что до сих пор не могут понять большинство
наших сильно закомплексованных и испуганных еще до своего рождения критиков
и литературоведов: подлинная эпическая поэзия – это не забава, не досуг, не
«хобби», не самовыражение. Это величайшее напряжение духа, это воля, это
долг, это ответственность перед народом, голос которого ты выражаешь. И всё
это под силу только поэтам-вождям, поэтам-царям. Конечно, государству
«Поэзия» нужны разные подданные, и без любого из них «народ не полон». Но
Зоя Прокопьева выбрала для себя самую трудную задачу: оставить в литературе
портрет цезаря, а не легионера, вождя, а не юродивого. И ей это удалось.
«Поразительный дар слова, чувство меры словесной, попадание в самую суть
слова-знака, — истинный врожденный лаконизм. Проникновение в подлинность
человеческого бытия и назначения», — так пишет о романе «Своим чередом»
Геннадий Старостенко – сам прекрасный прозаик и отличный публицист. И
дальше: «Пройдет еще как минимум… [четверть века] прежде чем кто-либо
из писателей в России напишет что-нибудь близкое по уровню». Уважаемые
номинанты «большой книги», «нацбеста», «букеров» и проч., прислушайтесь к
этому весьма и весьма справедливому мнению! Старостенко – прав. Никто ничего
подобного пока не написал. Более того, и любимые мной «деревенщики» перед
Прокопьевой меркнут. И мастера лирической прозы. И даже лучшие военные
романы немножко «подвигаются», освобождая место этому истинно народному,
эпическому произведению.
Несколько раз я перечитывала книгу, вовсе не собираясь этого делать:
переставляя на книжной полке, случайно открывала роман и уже не могла от
него оторваться – столько здесь любви и жизни, красоты и страдания!..
Казалось бы, что хорошего в страдании? Да ничего, конечно. Особенно, когда
страдание так неравномерно распределено в мире. На недавней церемонии
вручения ВООПИиКом Всероссийской премии «Хранители наследия» в качестве
приглашенных были человек пятнадцать-двадцать из нашей «государственной
элиты». Они не выделялись из общей массы гостей ни одеждой, ни возрастом, ни
поведением. А всё же по пластмассово-безвольному выражению лиц было видно,
что это люди из другого, сытого и лживого мира. Не знаю, почему так сыграло
мое воображение, но я вдруг представила их в ватниках, в арестантских робах,
после тяжелого трудового дня. И, о чудо! Как преобразились, одухотворились
эти лица, сколько в них появилось индивидуальности, своеобразия!..
Но будем реалистами — роману Зои Прокопьевой при нынешней
государственной, идеологической и культурной погоде ничего не светит. Потому
что голос правды, звучащий в книге, совершенно не совместим с нынешним
положением вещей в стране, которое можно охарактеризовать одной фразой из
куплетов Мефистофеля: «Сатана там правит бал!» Разве такой книге дадут
государственный грант, достойный тираж, «буржуинских» размеров премию и
проч.?! Не бывать такому. Потому что, и здесь я солидарна с мнением
писательницы из Санкт-Петербурга Ирины Дудиной: «Государства у нас нет,
правительства нет, нет тех структур, которые выполняли бы Конституцию и
защищали бы права народа, живущего на своей земле». То есть всё это
формально есть, но фактически ничего этого нет. И трезвомыслящие русские
люди должны это понимать и помнить, что надеяться они могут только на себя и
на Господа Бога (да и то в отдалённой перспективе…).
Итак, роман Зои Прокопьевой – это один из тех прочных «камней», которые
следует заложить в фундамент русского национального самосознания. Слабому
эта книга станет утешением, сильному – руководством к действию. А закончить
свои размышления я хочу отрывком из стихотворения Валентина Сорокина. Потому
что эти четыре строфы, в общем-то, и являются кратким «конспектом» романа
«Своим чередом»:
В миг, когда и я теряю силы,
Если рядом нету никого,
Я касаюсь мысленно могилы
Прадеда и деда моего.
Разве я не пил страданий чашу,
Завтра снова ей не пустовать, —
Кто-то должен за Россию нашу
Под прицелом недруга вставать.
Пахнет в мире порохом и кровью,
И не зря твержу я наизусть:
“Я клянусь терпеньем и любовью,
Вечным светом Родины клянусь!”
Травами клянусь и небесами,
Как бы доля не была горька,
И еще — огромными глазами
Той, что ждет меня издалека.
апрель 2009
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
Гл. редактор журнала «МОЛОКО»
Лидия Сычева
WEB-редактор Вячеслав Румянцев
Фотографии. Время Бояна
Фотографии. Время Бояна
ВикиЧтение
Время Бояна Сычёва Лидия
Содержание
Фотографии
Портрет Александра Блока.
Художник Константин Сомов, 1907.
Сергей Есин, Валентин Сорокин, Иван Голубничий.
Лидия Сычева, Валентин Сорокин.
«Могучая кучка» основателей журнала «МОЛОКО». Во дворе Литинститута, осень 1997 года. В центре — Лидия Сычева.
Юбилейный вечер Литературного института в Центральном доме литераторов. Валентин Сорокин, Борис Леонов, Евгений Антошкин, Ямиль Мустафин.
Вместе со слушателями Высших литературных курсов у памятника Сергею Есенину на Тверском бульваре.
Сергей Есенин. 1921 г.
Расул Гамзатов, Валентин Сорокин. Махачкала, 2003 год.
Вопрос Сергею Миронову. Литературный институт, 2009 год. Фото Юрия Паршинцева.
Александр Байгушев, автор книги о Валентине Сорокине.
Писатель и журналист Анатолий Белозёрцев.
Владимир Маяковский.
Леонид Ханбеков, автор книги «Выбираю бой. Штрихи к творческому портрету Валентина Сорокина».
Композитор Дмитрий Данилов (Санкт-Петербург), автор романсов на стихи Валентина Сорокина.
Виктор Сошин, двоюродный брат поэта Вячеслава Богданова, организатор «Богдановских чтений» на Тамбовщине.
Автор книги «Своим чередом» Зоя Прокопьева, Лидия Сычёва, Артём Ермаков, Капитолина Кокшенёва. Челябинск, май 2005 года.
Сергей Алабжин, Валентин Сорокин.
Русские поэты в гостях у Сергея Есенина. 8 октября 2006 года, Константиново. В первом ряду справа налево — Игорь Мухин, Дмитрий Дианов и Василий Попов. Второй ряд — Антонина Спиридонова и Людмила Снитенко. В центре Валентин Сорокин, справа от него Ирина Ерёменко, слева Ольга Юлдашева.
Валентин Сорокин. Лето 2011 года. Фото Владислава Цылёва.
Фотографии
Фотографии
Азиатский подросток Студентка 1?го курса. 17 лет Химия на голове (14 лет) Стиль после посещения Японии (19 лет)
Биржа: все уже надоело (1992 г.) Депутат. Обретение себя (1994 г.) Вся в Зайцеве. Париж (1992 г.) На приеме у Папы Римского Иоанна
Фотографии к книге
Фотографии к
Фотографии
Фотографии Радиоразведчики на занятиях по специальной подготовке. 1930-е гг. Солдаты-радиоразведчики за чисткой оружия Постановка задачи. И. Миронов (в центре с картой). 1930-е гг. Выпускники Ленинградской электротехнической академии 1941 года. Слева направо: стоят — П.
Фотографии
Фотографии Дед Быкова. Отец Анатолия, Петр Быков, разнорабочий. г. Назарово, у дома Быкова, на Комсомольской улице. Соседи: слева Н. М. Холкин, справа Н. И. Ивлев, в центре автор. Директор «быковской» школы Наталья Владимировна Шубина. Двор школы, где учился Толя
Фотографии
Фотографии П. Н. Врангель Великий Князь Николай Николаевич Л. П. Кутепов Н.Е. Марков А.А .Диренталь А.Х. Артузов Л.Е.Диренталь С.В. Пузицкий А.П. Федоров Р.А. Пиляр Г.С. Сыроежкин С.Н. Булак- Балахович Сидней Рейли Ф.Ф.Абрамов А.А.Якушев Э.О. Опперпут —
Фотографии
Фотографии Врезка 1 Врезка 2 Врезка 3 Врезка
Фотографии
Фотографии Хью Александер с сыном. Арлингтон-Холл. Давид Балм. Густав Бертран с женой. Блетчтли-Парк. Фрэнк Берч. Аластер Деннистон. Джек Гуд. Норман Деннинг. Алан Бэкон. Вильгельм Дрески принимает поздравления Гитлера. Генрих Зыгальский. Лесли Йоксалл. Эндрю
Фотографии
Фотографии Во время «судьбоносной» встречи «Динамо» — «Торпедо- Металлург» (2003 г.) болельщики скандировали: «Позор! Позор!» Неужели столичные динамовцы посвятили в тайну «договорняка» судью А.Бутенко? Столичные клубы «Торпедо-Металлург» и «Спартак» имитировали
Фотографии
Фотографии 5 марта 1946 г.Уинстон Черчилль выступает в Вестминстерском колледже, Фултон (штат Миссури, США). Речь особенно известна тем, что Черчилль употребил выражение «железный занавес», говоря о странах Восточной Европы во главе с Советским
Фотографии
Фотографии Голландский гроссмейстер Хейн Доннер, большой ребенок, остававшийся таковым до самой смерти, недоучившийся студент, бессребреник, бретёр, рассказчик, писатель, шахматист Отец — министр юстиции, очень известный в стране человек — был членом Общества
ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ Из огня да в полымя. С трудом вернувшись из похода, А. Конрад (крайний справа) попадает на Первую мировую войну Этот ледник мы штурмовали более пяти часов. Можно только догадываться, каково было группе Максимова. Фото В. Мельника С моря штурман Альбанов
Фотографии
Фотографии Николай Павлович Аброськин Сергей Анатольевич Агапцов Алу Дадашевич Алханов Кирилл Геннадьевич Андросов Алексей Васильевич Аничин Андрей Николаевич Артизов Сергей Алексеевич Аристов Юрий Николаевич Балуевский Игорь Юрьевич Артемьев Александр
Фотографии
Фотографии Портрет Александра Блока.
Художник Константин Сомов, 1907.
Сергей Есин, Валентин Сорокин, Иван Голубничий.
Лидия Сычева, Валентин Сорокин.
«Могучая кучка» основателей журнала «МОЛОКО». Во дворе Литинститута,
ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ •На той земле, которую, солдаты и матросы когда?то назвали Малой, среди боевых товарищей оживают в памяти эпизоды суровых военных дней… •Погрузка десантников на катера в Геленджике.