Содержание
«Однокоренные слова» — начальные классы, уроки
учитель нач.классов
Сабитова А.Ш.
Школа-лицей 27
Открытый урок по русскому языку по теме:
« Однокоренные слова»
Цель урока:
Задачи урока:
Совершенствовать умения выделять корень в слове;
Развивать умения находить в тексте однокоренные слова
Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
Формировать умения работать индивидуально, в парах, групповая работа.
I.Организационный момент. Релаксация.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
II. Актуализация знаний
— Посмотрите на доску. Прочитайте запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу.
Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
— Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
-Открываем тетради, записали число, классная работа.
1.Минутка чистописания
-Какую букву и словарное слово будем писать сегодня на уроке узнаете, отгадав загадку?
Ходит на луг далеко,
Дает она нам молоко.
А говорит она два слова,
Зовут ее, дети …(корова )
-Правильно.
Скажите, какой первый звук в слове КОРОВА?
-Дайте полную характеристику этому звуку.
(согласный, твердый, глухой, парный г-к).
Произнесем твердо.
Произнесем мягко.
-Какой буквой, обозначается этот звук? Давайте пропишем.
Кк кк ко оро корова
Объясните лексическое значение слова «корова»
Корова – очень доброе и дружелюбное животное. Она очень помогает нам, дает вкусное и питательное молоко, которое намного полезнее магазинного. Из молока готовят белоснежный творог, густую сметану и масло. Она искренне любит своих хозяев, а если и они отвечают взаимностью (чистят хлев, гладят и ухаживают), корова будет давать больше вкусного молока. В летнюю пору, когда на полях и лугах растет сочная зеленая трава, коров выводят пастись. Каждая из них знает свой дом и вечером, когда наступает пора возвращаться в стойло, сама находит свой двор.
2.Словарно-орфографическая работа
— Запишем в словарь это слово.
*Составим предложение. (ответы детей) -синтаксический разбор предложения. А давайте запишем такое предложение.
Мы пасем на лугу коров. -распр.
Мы пасем.-нераспр
*Составим словосочетание. Что такое словосочетание? (главное слово и зависимое)
Пасем на лугу, пасем коров.
*Звуко-буквенный анализ слова «корова» [карова]-6б.,6зв.,3сл..
*Словарный диктант. Выдели в словах окончание и основу. ( у доски)
-что такое окончание? (изменяемая часть слова)
-что такое основа? (часть слова, в которую не входит окончание)
3.Отгадайте загадки.
1.Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок
Под названьем (кабачок)
2. С древних лет с людьми жила,
Первым другом им была,
На охоте дичь гоняла
И жилище охраняла. (собака)
3.Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (верблюд)
4.У кошки-котенок,
У свини- поросенок,
Цыпленок – у хохлатки,
А кто же сын лошадки… (жеребенок)
5.Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат они «Кар-кар» (ворона)
6.Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать…(учитель)
— На уроке мы продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. О какой теме пойдет речь, узнаете, прочитав, подчеркнутые буквы в словарных словах? (корень)
Вспомним, что такое корень? (общая часть родственных слов)
— Какое лексическое значение у слова корень мы знаем?
Корень – это…
1) как подземная часть растения;
2) как часть волоса, зуба, ногтя;
3) как квадратный корень в математике
4) как часть слова.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту.
— Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).
Так, что такое КОРЕНЬ…(ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ)
Какие слова называются родственными? (ответы детей)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
*Подберем родственные слова к словарному слову КОРОВА
ЬЕ (молоко)
/
КОРОВ —А
/
УШКА
Давайте прочитаем, какие слова у нас получились — корова, коровушка, коровье.
Можно ли сказать, что наши слова – родственные? Почему?
-Выделим корень в этих словах. (коров)
Слов на свете нам не счесть.
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корни выделять
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Учись искать его ты сам.
III.Сообщение темы и цели урока.
4 . Понятие об однокоренных словах .
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием. С каким, узнаете, прослушав стихотворение.
2.Сообщение темы урока:
« Слово с деревом похожи,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно
И назад и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается,
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл придают.
Как зовут слова такие?
Хором- о д н о к о р е н н ы е
Как вы это понимаете это понятие «Однокоренные»? (ответы детей)
ЭТО СЛОВА С ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ КОРНЕМ. РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА ПО-ДРУГОМУ НАЗЫВАЮТ ОДНОКОРЕННЫМИ.
— Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем? (однокоренные слова)
— с каким новым понятием мы с вами познакомились? (однокоренные слова)
Но для этого давайте вместе попробуем составить последовательность нахождения корня в словах.
На доске алгоритм
1. Читаю слова.
2. Определяю значение.
3.Нахожу общую часть.
4.Выделяю корень в слове
1→ ОДИНАКОВОЕ
НАПИСАНИЕ КОРНЯ
2→ ОДИНАКОВОЕ
ЗНАЧЕНИЕ КОРНЯ
5. Работа по учебнику.
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.92, как там сформулированы эти понятия.
— Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
Корень слова-
Значимая часть,
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова
Будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные слова, грамотно их писать. Как и на каждом уроке русского языка, будем повторять все знакомые орфограммы.
-Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться?
(Учиться выделять корень, находить однокоренные слова)
6.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах.
В чём смысл пословиц? Найдите однокоренные слова. (устно) Почему? Какой у них корень? (ворон)
Проворонила ворона воронёнка. (упустила)
Выдели корень в однокоренных словах.
7.Физкультминутка.
Я называю слова: лес и сад
Если в слове корень « лес»- вы поднимаете руки вверх, если в слове корень «сад»-вы приседаете, руки на поясе.
Лес, лесной,садик,садовый,лесник,лесочек,садовник,лесовик,посадка,перелесок, садовод, рассада, лесок.
Игра «Верно ли что….» (Если верно – хлопните в ладоши, если нет тишина)
Разрешение проблемной ситуации.
Какое слово лишнее? (устно)
«Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнёт подойти босиком.
Назовите однокоренные слова.(гусята ,гуськом, с гусаком)
А как вы думаете, Гусеница родня Гусю? Почему? (слова с разным лексическим значением).
1.Родня ли гусеница гусю?
-Вы кто такие?
— Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
— А ты кто?
— А я ваша тётка- гусеница.
Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
*Грибная пора наступила в лесу.
Грибки грибники из леса несу.
Вот боровик, вот другие грибочки
И жарят, и варят, и солят их в бочке»
О чём надо помнить, собирая грибы? (есть грибы съедобные и несъедобные). Назовите однокоренные слова, выделите корень. А я бы добавила слово боровик, это тоже гриб. Ответы детей. (нет общей части, разный корень)
*Работа по учебнику? Стр. 97, упр.248
*Групповая работа (у доски с объяснением)
-Мы найдем слова родные — однокоренные. Выпишите только пары однокоренных слов. Какие из них нельзя назвать однокоренными?
Работа по алгоритму
стол-столбы день-деньги
коза-козленок час-часы
кот-котенок дождь-дождевик
коза-стрекоза пять-пятка
ком-комната нос-носок
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок — бочок, друг — дружок,
Снег — снежок, пух –пушок.
Работа групповая (объяснение). Найти только однокоренные слова, выделить корень. Что мы заметили? (чередование звуков: д/ж; к/ч)
Выписать однокоренные слова (по вариантам), выделите в них корень.
1 вариант 2 вариант
Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.
— Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.
Игра «Засели домики»
1 ряд 2ряд 3 ряд
моряк
вода
лиса
водичка
лист
лисонька
море
водитель
мороз
Проверка.
— Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
— Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите
10. Итог урока. Рефлексия
-Ребята, наш урок подходит к концу.
-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.
— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? (Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
Ум да разум надоумят сразу.-родственные слова.
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились
VI.Итог урока.
Как называется общая часть родственных слов?
Как по-другому называются родственные слова?
VIII. Домашнее задание, стр.
IX. Оценивание детей.
С заданием справился успешно, я доволен собой
Мне было трудно, но я справился.
Мне нужна помощь.
Тест
1. У родственных слов есть
а) одинаковое значение
б) общая часть и общее значение
в) общая часть
2.Выбери верное утверждение. КОРЕНЬ
а) главная часть предложения
б)главный член предложения
в)общая часть родственных слов
3) Верно ли утверждение: «Слова белый ,белеть, белка» -однокоренные слова
а) да
б) нет
в) не знаю
4)Верно ли, что корень — это общая часть родственных слов
а)да
б)нет
в)не знаю
5. Верно ли высказывание «Что бы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть».
а)да
б)нет
в) не знаю
6. Вставить в текст однокоренные слова. Выделите корень.
Мы ездили в … . На … полянке видели домик… . Там растёт молодой … .
Слова помощники лес, лесника, лесок, лесной.
Ответ | Баллы | |
1. | Формы одного и того же слова: лесник, лесники, лесником. Родственные слова: лес, лесной, перелесок, лесничий, лесничество. | +0,5 б. за каждое правильное слово Макс. — 4 балла |
2. | Родня | +1 балл |
3. | Подарок, бездельник, рассказик, извозчик. | +0,5 б. за каждое слово Макс. – 2 балла |
4. | Нота, ворот, желе, чан. | +0,5 б. за каждое слово Макс. – 2 балла |
5. | Сочинение | +1 балл |
6. | 1. Пальто (нескл.) или молоко (3 слога) 2. Весна (2 слога) 3. Рукав (5 букв) 4. Сани (сущ.) 5. Прорубь (Ж.р.) | +1 балл Макс. – 5 баллов |
7. | 1 б. за каждую пословицу Макс. – 5 баллов | |
8. | Звонит, столяр, баловаться, банты, туфля, торты, щавель, жалюзи, ракушка, звала. | +0,5 б. за каждое слово Макс. – 5 балла |
9. | Какаду (М.р.) Шимпанзе (М.р.) Шампунь (М.р.) Тюль (М.р.) | 1 б. за каждое слово Макс. – 4 балла |
10. | Тихая езда — медленная Тихая ночь — беззвучная Тихий голос — спокойный | 1 б. Макс. – 3 балла |
11. | Существительное Глагол | 1 б. за каждое слово Макс. – 2 балла |
12. | Задремать на мгновение. Слушать с интересом. Растеряться от волнения. Стать спокойнее. Ничего не делая. Забывчивость. | 1 б. за каждое слово Макс. – 6 баллов |
13. | Глаза и ресницы Перчатка Тень Дверь Капуста | 1 б. за каждое слово Макс. – 5 баллов |
Значение молока: война слов в молочной промышленности
Люк Раньон, Harvest Public Media
30 января 2017 г., 6:45 ·
Коровы голштинской породы на молочной ферме Мэри Крафт в округе Морган, штат Колорадо, возвращаются к своим стойлам после дойки. (Фото Люка Раньона, Harvest Public Media)
Послушайте эту историю
Молочные фермеры говорят, что производители молока на растительной основе, такого как миндальное молоко, соевое молоко и длинный список других сортов, воруют. своих клиентов и обман потребителей. И они хотели бы, чтобы федеральное правительство поддержало их.
Назревает война из-за того, чем вы посыпаете хлопья для завтрака. По сути, борьба сводится к определению и использованию одного простого слова: молоко.
Молочные фермеры говорят, что молоко получают только от млекопитающих, что подтверждается давними правилами Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. Но FDA не запретило производителям растительного молока использовать этот термин. И компании, производящие молоко на растительной основе, утверждают, что продукты питания представляют собой гораздо больше, чем их юридические определения, и о них следует судить по тому, как они используются потребителями.
За последние пять лет продажи немолочных напитков в продуктовых магазинах по всей стране резко выросли, в то время как продажи старомодного коровьего молока падают.
Например, в магазине Natural Grocers в Лейквуде, штат Колорадо, отдел искусственных молочных продуктов больше, чем настоящий отдел молочных продуктов.
«Это потому, что у нас все больше клиентов просят немолочные альтернативы», — говорит Карен Фалбо, директор по обучению питанию сети продуктовых магазинов Western.
Другие новости от NET News и Harvest Public Media:
- Тюремная молочная подает буйволиное молоко
- Американские молочные коровы — это машины, производящие молоко, но есть ли потолок?
- Небраска рекрутирует калифорнийские молочные заводы, чтобы накачать сельскую экономику
- Изменение молочной промышленности оставляет некоторых фермеров в пыли
Мэри Крафт управляет двумя молочными предприятиями в сельской местности округа Морган, штат Колорадо. (Фото Люка Раньона, Harvest Public Media)
Покупатели в магазине Natural Grocers могут выбрать как старые классические продукты, такие как миндальное и соевое молоко, так и новые сорта, такие как молоко макадамии, конопли и лебеды.
В 2015 году исследовательская компания Nielsen подсчитала, что продажи миндального молока составили 894 миллиона долларов, а соевого молока — 297 миллионов долларов. Молочное молоко по-прежнему составляет львиную долю рынка — исследовательская фирма Mintel оценивает объем продаж в 17,8 млрд долларов в 2015 году, — но продажи жидкого молока снижались на протяжении десятилетий, и этот сдвиг заставил молочных фермеров быть в состоянии повышенной готовности.
Мэри Крафт — одна из таких фермеров. Ее молочные коровы в сельской местности округа Морган, штат Колорадо, ежедневно производят около полумиллиона фунтов молока. Стоя в одном из своих доильных залов, она даже не может заставить себя произнести слова «миндальное молоко».
«Потому что это сок, да?» — говорит Крафт. «Это сок из любого фрукта или овоща. Это не молоко».
Молочное молоко естественным образом насыщено питательными веществами, говорит она. Как и многие молочные фермеры, она расстроена тем, что слово «молоко» используется маркетологами для продажи поддельных продуктов.
«Меня расстраивает, что кто-то пытается украсть наш ореол и вести себя как мы, когда вы просто пробуете напиток, на вкус он не похож на нас», — говорит она.
«Не могу найти соску на сое. Его просто нет».
Правила FDA на стороне Kraft, по крайней мере, на данный момент. FDA говорит, что для того, чтобы что-то называлось «молоком», оно должно исходить от животного, а точнее, это должна быть «молочная секреция», а не просто быть похожей на молоко.
Агентству еще только предстоит вступить в битву за молоко, хотя вскоре, возможно, придется. Сенатор-демократ США Тэмми Болдуин из молочного региона Америки, штат Висконсин, представила новый закон под названием «Закон о молочных продуктах», который запрещает компаниям, производящим немолочные напитки, называть свою продукцию «молоком» и требует от FDA обеспечения соблюдения правил в книгах.
В этом магазине Natural Grocers в Лейквуде, штат Колорадо, немолочные отделы больше, чем молочные. (Фото Люка Раньона, Harvest Public Media)
Директор по обучению правильному питанию Natural Grocers Карен Фальбо говорит, что ее сеть отреагировала на потребительский спрос на немолочные альтернативы, заполнив полки почти всеми сортами, представленными на рынке. (Фото Люка Раньона, Harvest Public Media)
Этот шаг разозлил производителей растительной пищи, которые говорят, что уже из кожи вон лезут, чтобы найти правильную формулировку для своих этикеток. Они говорят, что причина, по которой они используют такие слова, как «молоко» и «сыр», заключается не в том, чтобы украсть клиентов, а в том, чтобы использовать язык, понятный всем.
«Почему вы называете это соком, если вы обращаетесь с ним как с молоком?» — спрашивает Мэтью Сэйд, генеральный директор Kite Hill, калифорнийской компании, которая производит йогурт и сливочный сыр из миндального молока без участия коров.
Продукты питания определяются их культурными атрибутами и использованием, говорит Шаде, а не каким-то архаичным юридическим определением.
«Я бы сказал, что с точки зрения регулирования это устаревшие правила, и FDA абсолютно необходимо принять меры и уточнить определение, которое отвечает интересам общественности», — говорит он.
Если Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) заставит производителей альтернативных молочных продуктов на растительной основе убрать с этикеток такие слова, как молоко и сыр, потребители будут еще больше сбиты с толку, говорит он.
«Люди понимают, что такое миндальное молоко, люди понимают, что такое соевое молоко — никто не думает, что оно получено от животных», — говорит Шаде.
Джун Джо Ли, кулинарный этнограф, изучающий культурное значение продуктов питания, говорит, что продовольственные компании постоянно заимствуют и меняют язык в погоне за прибылью. Они адаптируют слова для традиционных продуктов, чтобы идентифицировать новые. По словам Ли, слова «молоко» и «мясо», многие годы связанные с животноводством, меняют свое значение. Возьмем, к примеру, слово «бургер». Будет ли это все еще бургер, если он сделан либо из говядины, либо из черных бобов, либо из грибов?
«Это очень практично, — говорит она. «Легко сделать замену, когда продукт выглядит, вкус и работает очень похоже».
Даже если Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) начнет вводить новые правила, по словам Ли, это не повернет вспять десятилетия культуры, разговоров и маркетинга, которые наполнили слово «молоко» всевозможными значениями.
«Это становится культурным форматом, и ингредиенты, из которых вы его делаете, могут быть другими».
Будь то корова или кешью.
Harvest Public Media — это совместная организация, посвященная вопросам продовольствия, топлива и полей. Harvest освещает эти темы, связанные с сельским хозяйством, через расширяющуюся сеть репортеров и партнерских станций по всему Среднему Западу.
Информационные бюллетени
Получайте последние новости со всей Небраски на свой почтовый ящик
Подпишитесь сейчас
Родственные
Охрана воды, отмена отказа от таблеток для аборта среди новых предложений
Фермерское бюро штата Небраска стремится к соглашению о «праве на ремонт» в 2020 году
Надежда одного города держится на деньгах и могучей Миссисипи
Перевести молоко с английского на немецкий
Резюме
Английский
молоко:
молоко
к молоку
Конъюгации для молока:
присутствует
- молоко
- молоко
- молоко
- молоко
- молоко
- молоко
простое прошлое
- дойное
- дойка
- дойка
- дойка
- дойка
- дойка
настоящий совершенный
- доенный
- подоили
- подоил
- подоили
- подоили
- подоили
прошедшее непрерывное
- доила
- доили
- доила
- доили
- доили
- доили
будущее
- молоко
- будет доить
- будет доить
- должен доить
- будет доить
- будет доить
постоянно присутствует
- утреннее доение
- доят
- доит
- доят
- доят
- доят
сослагательное наклонение
- доить
- доить
- доить
- доить
- доить
- доить
разнообразное
- молоко!
- давайте молоко!
- дойка
- дойка
1. я, 2. ты, 3. он/она/оно, 4. мы, 5. ты, 6. они
Матрица перевода для молока:
Существительное | Связанные переводы | Другие переводы |
Мильх | молоко | |
Глагол | Родственные переводы | Другие переводы |
мелкен | молоко |
Родственные слова для «молока»:
Синонимы к слову «молоко»:
Понятия, связанные со словом «молоко»:
Молоко в Викисловаре:
молоко
глагол
- долго говорить или писать
- молоко → дурчкауэн
- воспользоваться ситуацией
- молоко → ausschöpfen; ausreizen
- для сцеживания любой жидкости
- молоко → мелкен
- для сцеживания молока млекопитающего
- молоко → мелкен
сущ.