Молоко волчицы автор: Андрей Губин «Молоко волчицы»

Судьба ставропольского гения: он мог затмить Шолохова | КУЛЬТУРА:События | КУЛЬТУРА

Елена Евдокимова

Примерное время чтения: 7 минут

2325

Фото: museum.stavsu.ru



Досье:

Андрей Терентьевич Губин (1927-1992 гг) – ставропольский писатель, был членом Союза писателей СССР, посмертно лауреат литературной премии им. Шолохова. Губин написал роман «Молоко Волчицы», который был переведен на немецкий язык и издан Берлинским издательством Всемирной литературы в 1971 году.  Потомственный казак, Андрей Терентьевич был пастухом, портовым грузчиком, молотобойцем, пожарным, кочегаром на паровозе, судовым машинистом на корабле… Он родился в станице Ессентукской (по некоторым данным, место рождения писателя – город Ессентуки) Ставропольского края. Однако за свою жизнь успел пожить и поработать  в разных уголках СССР – в  Средней Азии, в Прибалтике, на Дальнем Востоке. Последние свои годы жил в Москве.


Признали Губина как писателя не сразу. Говорят, в середине 1960-х он попросил редактора журнала «Октябрь» Всеволода Кочетова посмотреть свои рассказы.  Тот, узнав, что пишет Губин о казаках, отнёсся к предложению без особой приязни. Казачья тема считалась непревзойдённой в исполнении Михаила Шолохова и после него обращаться к ней?.. Но после первого же прочитанного рассказа он мнение своё изменил – так сочен и своеобразен был язык автора.  После оценки Кочетова в 1966-м году на Ставрополье был издан сборник рассказов, а в 1968 -м в журнале «Октябрь»  опубликован главный  роман Губина «Молоко Волчицы».

Про Куму и Подкумок, про станицу и живущих в ней  людей – он создавал их образы с такой любовью и самобытностью! Сам был казачьего роду и про род казачий писал. Так, как не смог никто другой рассказал о терских казаках.

— Дон – он далёко, – говорили старики-терцы, – а это всё про нас…

 

Хроника одной станицы 

Первая его книга вышла в 1966-м. 12 рассказов под одной обложкой – «Афина Паллада». Он работал в газетах и журналах, но главным делом была Большая  книга – роман «Молоко волчицы», где целый век, век казачьей станицы. Он создавал его 20 лет, 20 лет, вместивших многие судьбы и многие трагедии.

— Помню, как отец принёс домой «Молоко волчицы», роман он купил из-под полы, на «чёрном рынке», – вспоминает Тамара Михайловна Лобова, – принёс и сказал: это книга о каждом казаке и о нашей общей судьбе.

Тамара Лобова с тех пор перечитывала роман не раз, снова и снова вникая в эти образы, всё отчётливее осознавая – почему у «Молока волчицы» именно такая интонация и почему таков главный герой…

Она сама давно получила статус «казачьей летописицы», по точкам и чёрточкам собирая историю терцев – попранную, расчленённую, но не уничтоженную. «Я – писатель-документалист, Андрей Терентьевич – гений художественной литературы, гений и точка, – говорит Лобова. – Он наш писатель, он из плоти и крови нашей ставропольской земли». Она в своё время создавала казачий музей в 19-й гимназии Кисловодска, в нём – особый раздел о Губине. Он рисовал словами не только людей – его пейзажи наполнены такой тоской и любовью к родной земле!

…Репрессии, пытки, высылка – Тамара Лобова родилась в Таджикистане, как и тысячи потомков сосланных с Кавказа народов. Как сотни и сотни казаков. «О том, как род казачий топтали, Губин знал хорошо. Его семья была работящей, зажиточной», – рассказывает Лобова.

Читай – раскулаченной. Но роман не только об этом – он и о том, что в каждом народе люди есть разные. О том, что значит быть казаком и Человеком. И Губин это знал. 

Злой рок? 

Он собирался долго жить, говорил, что в 90-то только начнёт разбирать свои архивы. Не случилось – он ушёл в 64 года. И архивы – такие мощные, такие ёмкие, дала слово разобрать и издать его вторая жена – журналистка Маргарита Губина. Создала издательство «Молоко волчицы» и пыталась донести его творчество до читателя. И тоже не случилось – она была жестоко убита в Кисловодске. Говорят, на теле женщины были следы пыток… Трагическая судьба семьи писателя до сих пор вызывает много споров и домыслов. Есть версия, что разгадка кроется в неизданных книгах писателя….Совсем молодым ушёл из жизни сын Андрея Терентьевича – Андрей Андреевич Губин. Его нашли мёртвым в ставропольской квартире… Злой рок, злая судьба или чья-то жадная завистливая рука? Однозначного ответа нет.

 Но не это главное. Главное – его книги. «Молоко волчицы», «Траншея» «Светское воспитание» – он не мог не писать. Рахима Гочияева, ведущий сотрудник кисловодского музея «Крепость» помнит, как девчонкой попала на встречу с Андреем Губиным. 

Настольная книга – толковый словарь 

— Почему-то сразу было понятно – это писатель, настоящий писатель. Встреча была в городской библиотеке, он с гордостью показывал экземпляр романа «Молоко волчицы», изданного на немецком языке. Меня это поразило – надо же, книгу о нашем крае читают немцы! – рассказывает Гочияева. – И я тоже гордилась.

 Губина тогда спросили – а что же читает он сам? Сейчас не художественную литературу, ответил Андрей Терентьевич, – толковые словари. И это тоже поразило будущую музейщицу  Рахиму:

— Мне этот ответ запал в память: писатель, так тщательно изучающий свой родной язык, проявляющий заботу о том, как свои знания усовершенствовать, прочувствовать значение каждого слова – как это важно! Потому его романы так приняты и понятны, – считает Гочияева.

Сегодня она презентует в «Крепости» новую выставку, посвящённую 85-летию Губина. Здесь переданные родственниками архивы писателя, фотографии разных лет, пищущая машинка, на которой он набирал свои романы… И, конечно, книги – издания разных лет и разных издательств. Те, что появились при жизни и те, что выпустила в свет преданно любящая супруга – Маргарита Губина. И ещё одна книга – та самая, на немецком языке, так восхитившая юную Рахиму много лет назад.  

Выставки, вечера памяти, посвящённые Губину, проходят по всему Ставрополью. Здесь нет, пожалуй писателя, равного ему. Вот  только изданий его книг так мало…Книги пишут о нём. В Ессентуках, в центральной городской библиотеке  на днях прошла презентация книги Галины Зайцевой, где собраны воспоминания друзей и близких писателя. Открываются мемориальные доски на зданиях, связанных с его именем, обновлены экспозиции в десятках музеев края. И в школьных библиотеках, в школьных музеях идут экскурсии – такой писатель был. И забыть это имя нельзя. Хорошо, что хотя бы в дни юбилеев мы вспоминаем об этом…

Смотрите также:

  • Мариам Ибрагимова. Завещание горянки →
  • Подвижник и передвижник →
  • Планета Губина →

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • В Северной Осетии отметили общенациональный праздник День Хегата

  • Фото памяти

  • В списках значатся

  • В Ставрополе отметили 90-летие со дня рождения поэта Игоря Романова

  • Встреча на Кавказе. Узник концлагеря нашел своего освободителя через 60 лет

Новости smi2.ru

Индивидуальные аспекты идеи человека в романе А.Т. Губина «Молоко волчицы»

Аннотация
В данной статье рассматриваются индивидуальные аспекты двух героев – Глеба и Марии, которые предполагают характеристику их человеческих качеств вне зависимости от родовой или социальной предопределенности.

Ключевые слова: индивидуальность, индивидуальный аспект, образ героя, черты характера

Abstract
This article focuses on individual aspects of the two heroes – Gleb and Mary, which assume their characteristic human qualities irrespective of tribal or social determinism.

Библиографическая ссылка на статью:
Шумейко Ю.А. Индивидуальные аспекты идеи человека в романе А.Т. Губина «Молоко волчицы» // Филология и литературоведение. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2014/12/1100 (дата обращения: 02.06.2022).

Индивидуальный аспект предполагает характеристику качеств человека вне зависимости от его родовой или социальной предопределенности. Индивидуальный – это «личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других» [3, с. 87].

В романе каждый герой достоин отдельного обсуждения, так как все характеры выписаны красочно, живо, запоминающее. Т.П. Батурина справедливо замечает, что «Губин ярок в красках. На палитре его нет, пожалуй, только одной – серой. Нанося на свой холст краски, каждый характер выписывает выпукло, всегда трехмерно, избегая плоских, бесплотных изображений» [1, 137]. Мы остановимся на анализе личных качеств Глеба Есаулова, так как и название романа, и его построение говорят о том, что он – одна из центральных и направляющих фигур.

У А. Губина волчье – жестокое, звериное. Символика волчьего возникает, в основном, тогда, когда речь идет именно о Глебе. Животное начало в характере героя соотносится с его собственничеством, жадностью, жестокостью.

Этот герой возник первым в воображении автора. Глеб – один из трех братьев Есауловых,  казак. Но собственно казачьего в нем мало. Для казака главное  верность присяге, войску, а для Глеба – дом, нажива. Он не любил воевать, ему хотелось только богатства. Когда началась революция, когда люди разделились на красных и белых, когда его родные братья оказались по разные стороны этой революции, он продолжал спокойно работать себе на благо. Спиридон, «белый» брат, как-то сказал ему: «Это жизнь райская: ни белый, ни красный – сам себе господин. Да только где же ты такую жизнь видал?» [2, с. 350].

Его собственничество выписано мастерски. В голове героя постоянно была мысль о том, где бы заработать, как бы извлечь выгоду из всего, что его окружает. Писатель так говорит о характере Есаулова: «Три сердца бились в теле Глеба – жадность, страх и любовь. Одолевало то одно, то другое, то третье Главное для него было – устоять, выжить, уцелеть с помощью бессмертного золота» [2, с. 345].

Своего апогея скряжничество Глеба достигает тогда, когда соприкасается с любовью, горем или смертью. Когда он венчался с Марией, то считал, сколько стоит ее наряд: «… в золотых серьгах с камушками, … в туфлях на высоких каблуках – три фунта сала, в панбархатном платье – ведро отрубей» [2, с. 307]. Когда он хоронил мать, то размышлял, не вырвать ли у нее четырнадцать золотых зубов, которые могли бы пригодиться ему и которые ей на том свете ей уже не понадобятся: «… страшная процедура – тащить щипцами зубы у матери, рот ватой набивать. Нет, нет, он, сын, не унизится до того, казаки не золотом живы, а семьей, родом, станицей, войском… А душу подсасывало – четырнадцать золотых зубов, из них, он знает точно, литых восемь, а шесть коронки» [2, с. 357]. Когда во время Великой Отечественной войны при бомбежке на улицах люди мгновенно ложились в траншеи, Глеб успевал прихватить топор и сумку, – «не сперли бы еще в суматохе!» [2, с. 494]. Когда у него умерла дочь, погубленная его же скаредностью, он, выбирая доски ей на гроб, скорбит искренне, но в то же время не может не думать о том, что умри бы Тоня на год раньше – доски бы подошли, а теперь придется подпиливать новые; у него даже возникла мысль, что «тельце подогнуть можно»! [2, с. 290]. Когда умирал его родной брат Михей, он не зашел к нему, хотя второй брат, Спиридон, позвал его:

«– Зайди на минутку! – крикнул Спиридон через стенку.

– Некогда, фундамент обваливается, подмазать надо! – ответил Глеб. Завтра.

– Завтра будет поздно!

– Вечерком забегу!

– В дом вселился… пускай едет, – говорит Михей» [2, с. 479].

Своей алчностью, скупостью обделил он не только других, но и, прежде всего, себя.  «Свежими продукты редко попадали на стол. Имея немалые запасы в леднике, хозяин выдавал то, что уже зеленело, гнило. Так, яблоки, душистые, сочные, румяные, ели только прелыми, по мере порчи, а пока не портятся, могут и полежать. Запасы росли катастрофически, покрывались плесенью, и домашняя колбаса, селедка, сыр всегда отдавали душком. Хозяин понимал, что это не дело, но выхода найти не мог – не выбрасывать же окорок, хоть он маленько и припахивает, и получается, что свежие окорока есть не резон, а потом эти свежие тоже запахнут, вот незадача!» [2, с. 347]. Глеб хотел обладать всем, во всем видел только деньги: «… смотрел на засверкавшую речку – и ему виделись миллионы зря проплывающих золотых монет» [2, с. 492].

Глеб не только работал на мельнице и в поле. Он делал свой завод по варке свечей, который впоследствии закрыли из-за отсутствия  патента на изготовление свеч; в голодные годы он обменивал людям продукты на золотые и серебряные украшения, дорогие предметы быта; во время Великой Отечественной войны  варил мыло «из трупной падали» [2, с. 470]. Но все это в итоге не дало ему того, что он так хотел – богатства. Он не наслаждался жизнью, а стремился к чему-то: то ли к единоличному владению всеми богатствами, то ли к будущему. Когда на аукционе продавали его дом и все вещи, он вспомнил про серебряные ложки, которые купил в чихирне. Мария просила пустить их в обиход, а он не разрешал и только удивлялся такой глупой прихоти жены. А когда их купил с молотка какой-то делец-бродяга, он пожалел Марию: зря хранили их. И вот в этот момент ему открылась новая истина: он всю жизнь хранил их не для себя, семьи или детей, а для других, чужих людей, которых он даже не знает; он всю жизнь он был рабом своего богатства.

Мария Синенкина – любовь Есаулова. С ней у Глеба было четыре романа. Первый роман начался еще в юношестве, последний закончился из-за смерти Глеба. Во время первого романа Мария забеременела, но Глеб не хотел жениться до службы, и Марии пришлось выйти замуж за того, кого выбрали родители. И все-таки потом они поженились. Через всю жизнь пронес он страсть к ней. Чувство его было порой прекрасно, порой страшно, порой жалко, но всегда очень сильно.

До самой смерти образ любимой манит его своей красотой, кроткостью, духовным богатством, чистотой и идеальностью – в общем, всем тем, чего не хватало ему самому, что отвергала его алчная душа.

И все же жадность в нем оказалась сильней. Когда немцы вели его на расстрел, воспоминания о любимой вытеснила главная, как ему тогда казалось, забота: кто же не вернул ему долг. И «вспомнил все же: дядя Анисим! Вот кто должник! В голодный двадцать первый год пророк занял у него полмеры ячменя, а потом Анисим Лукьяныч смолчал, зажилил должок. Как же, правильно, Анисим Лунь, дрова с ним пилили, камни ломали, дома и лечебницы он строил…» [2, с. 517]. С этой мыслью он и встретил смерть. И даже падая в овраг на свою арбу, руками он схватился за нее. Таким его через какое-то время и нашел Спиридон: «Через ржавый брус оси перекинулся человеческий скелет с недостающими костями. Сквозь ребра торчат терновые ветки. Ветер свистит в черепе с пулевыми дырками» [2, с. 539]. Он сложил останки брата в мешок и отнес в родовую могилу, «как оклунок с зерном или картошкой, на плече» [2, с. 539].

Глебу гибель была предопределена, потому что сама история обрекала на смерть людей, чуждых революции и ищущих для себя особых путей.

А.Т. Губин создает в романе целую галерею женских образов, среди которых особое место занимает образ Марии Синенкиной, судьба которой тесно сплелась с судьбой Глебе Есаулова. «Душа у нее голубиная» [2, с. 32] – так поэтично, одухотворенно создает писатель характер своей героини, беря из народно-песенного творчества образ голубки, отличающийся нежностью, верностью, одухотворенностью. Окружающие не могут не замечать тот ясный, незамутненный свет, что исходит от Марии. «Ты, Маруся, ангел небесный, – говорит ей муж, – я только не пойму, как ты попала в нашу лютую станицу…» [2, с. 58].

Впервые она появляется в романе девочкой-подростком. Она была нескладной, сероглазой, «длиннобудылой», как называли ее ребята за высокий рост, «гадким утенком».  В довершение к росту у нее был еще один недостаток: ее волосы были цвета спелой пшеницы, а у казаков волосы ценились черные.

В ней рано обозначились черты влекущей женственности; проявлялась «натура страстная, жертвенная, бесстыдно нежная и поэтически слабая, беззащитная перед суровыми ветрами мира косного, темного, все еще древнего» [2, с. 31]. Мария все время помогала голодным, выносила им хлеб. Как-то мать послала ее вместо себя продавать на базаре редиску. Когда кончился базар, Маруся пришла домой с редиской, потому что увидела бабушку, у которой ее никто не брал, и пожалела ее.

Автор создает образ огромной впечатляющей силы. Истоки морали Марии – в христианской добродетели: «Мария воспитана как христианка Евангелием. Чуждалась ссор, распрей, делилась куском с другими и в век жесточайший хотела одного: чтобы все жили в мире. В этом причина ее несчастий… У Марии самое дорогое – люди, живущие рядом. Любовь их держится ее любовью – вечной жертвой, добром, благом для других, как учил Христос» [2, с. 240].

Характер Марии Великая Отечественная война не изменила. После исчезновения младшего сына и потери связи со старшим она осиротела. И всю свою нежность стала переносить на раненых бойцов, привезенных из госпиталя. Она кормила их, ухаживала за ними, стирала им гнойные бинты. Когда немцы велели сдать раненых в немецкий госпиталь, Мария оставила их у себя и продолжила смотреть за ними, несмотря на то, что за ослушание могла лишиться жизни.

Мария – любимая героиня писателя, именно поэтому ее образ – образ доброй, отзывчивой, всегда готовой прийти на помощь девушки – выписан с такой тщательностью, таким старанием.

Итак, проанализировав мужской и женский образы, мы можем утверждать, что у каждого из них есть такие черты, которые свойственны только им; черты, отличающие их от других людей.

Библиографический список

  1. Батурина Т.П. Гавань мастеров. [О А. Губине] / Батурина Т. Приглашение на стеклянную гору. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 1979. С. 126-141.
  2. Губин А.Т. Молоко волчицы. М.: Современник. 1978. – 589 с.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2008 г. – 736.


Все статьи автора «Шумейко Юлия Александровна»

Слизь волчьего молока (слизь зубной пасты) | Департамент сохранения Миссури

Media

Сознания по безопасности

Научное название

Lycogala Epidendrum

Семейство

RetugleAceae (семейство амебозонов, которые не являются грибами)

Описание

Little, Reddish Pinks; при вскрытии выделяется розовато-оранжевая паста. Растет группами на валежной древесине, особенно на крупных бревнах. июнь–ноябрь. Плодовое тело округлое; снаружи ярко-розовато-оранжевый в молодости, с возрастом становится желтовато-оливковым; внутри от ярко-розовато-оранжевого до розовато-серого, с возрастом становится охристым; внешняя текстура гладкая; внутри консистенция пастообразная, с возрастом становится порошкообразной. Споровый отпечаток от розовато-серого до охристого. Споры при увеличении округлые, сетчатые. Эта слизевик напоминает крошечный красновато-розовый дождевик. Прежде чем он полностью созреет, вы можете лопнуть его, и из него вытечет розовато-оранжевое вещество с текстурой зубной пасты.

Двойники: Нет в Миссури.

Размер

Ширина и высота плодового тела: ⅟₃–⅝ дюйма.

Где найти

По всему штату.

Растет группами на валежной древесине, особенно на крупных бревнах. Хотя может показаться, что этот вид на самом деле не является грибом или грибком. Он принадлежит к группе слизевиков или миксомицетов — группе грибоподобных организмов, которые когда-то считались животными, затем считались растениями, а затем грибами. Теперь, благодаря исследованиям ДНК, слизевики считаются более близкими к простейшим. Их изучают ботаники и микологи.

Не съедобен.

Жизненный цикл

Слизевики находятся в другом царстве, чем грибы, и более тесно связаны с одноклеточными организмами. Они имеют две стадии жизненного цикла. Первую, «плазмодию», стадию замечают редко. Это похоже на огромную одноклеточную амебу, которая ползает по мертвому растительному материалу длинными тонкими нитями, поглощая и переваривая бактерии, дрожжи и грибки. Готовясь к размножению, он переходит в грибоподобную стадию «спорангиев», в результате которой споры уплывают и становятся новыми плазмодиями в другом месте.

Слизевики необычайно красивы и даже вдохновили на создание научно-фантастических фильмов (например, «Капля» в 1958 году). Их изучают на предмет их необычных клеточных характеристик. Мы включаем этот вид сюда, потому что охотники за грибами и туристы часто видят его, и многие предполагают, что это грибок.

Этот вид питается бактериями, дрожжами и грибками, которые колонизируют разлагающиеся материалы, такие как гниющая древесина. Он, в свою очередь, потребляется другими организмами, такими как грибки, нематоды и, возможно, мелкие насекомые — все в крошечном масштабе, в основе экосистемы.

Изображение

Надпись

Слизь волчьего молока (слизь зубной пасты)

Кредит

Lisa K. Suits

Право на использование

1/3

Изображение

Подпись

Слизь волчьего молока растет на гниющей древесине

Кредит

Lisa K. Suits

Право на использование

2/3

Изображение

Подпись

Слизь волчьего молока (старые экземпляры)

Кредит

Лиза К. Костюмы

Право на использование

3/3

Изображение

Изображение

Изображение

О грибах в штате Миссури

Грибы очень похожи на растения, но им не хватает хлорофилла, и они должны получать питательные вещества из других материалов. Грибы не являются ни растениями, ни животными. Они в другом царстве — грибы. К грибам относятся известные грибообразующие виды, а также дрожжи, плесень, головня и ржавчина.

Всегда будьте осторожны при употреблении съедобных грибов. Будьте абсолютно уверены в ID и съешьте только небольшое количество в первый раз, когда попробуете, чтобы избежать реакции.

Minnesota Seasons — слизевики волчьего молока

(Lycogala epidendrum)

  • Информация
  • Фото
  • Слайд-шоу
  • Видео
  • Наблюдения
 
 
Фотографии посетителей
 
           
 
Поделитесь своей фотографией слизевика.

 
  Эта кнопка у вас не работает?
Просто напишите нам по телефону [email protected] .
Прикрепите одну или несколько фотографий и, если хотите, подпись.
 
 
Медовый Фейри (Фара)
 
       
 
Люсиэрл
 
         
 
Бет Харрингтон
 
 

на поваленном бревне в заболоченной местности

 
         
           
 
MinnesotaSeasons.

com Фотографии

 
 

 

 
           

 

     
 
Слайд-шоу
 
Lycogala epidendrum
Джинанн
   
Lycogala epidendrum
Маркус Кауппинен
   

 

       
 
Видео посетителей
 
       
 
Поделитесь своим видео об этой слизевике.

 
  Эта кнопка у вас не работает?
Просто напишите нам по телефону [email protected] .
Прикрепите видео, ссылку на YouTube или ссылку на облачное хранилище.
 
 
 
 
     
     
       
       
 
Другие видео
 
  Слизь волчьего молока/ Lycogala epidendrum
Странствующий гном. .. Гленн Манро! VRCM/SkyWarn
 
 
 
   
  Nature Insights — плесень слизи волчьего молока на территории старой школы Spier
Роджер Гриффит
 
 
 
   

 

 
 
Наблюдения посетителей
 
           
 
Сообщите о появлении этой слизевики.

 
  Эта кнопка у вас не работает?
Просто напишите нам по телефону [email protected] .
Обязательно укажите местоположение.
 
  Медовый Фейри (Фара)
06.08.2022

Местоположение: округ Дакота

 
  Медовый Фейри (Фара)
26.05.2021

Местоположение: округ Хеннепин

 
  Люсиэрл
03. 10.2019

Местоположение: Fairview Twp., Cass County

 
  Бет Харрингтон
04.10.2018

Местонахождение: SW Rochester, MN

на поваленном бревне в заболоченной местности

 
           
 
MinnesotaSeasons.com Наблюдения
 
 

 

 

 

 


Создано: 08.