Содержание
Как объяснить ребёнку тему «Единственное и множественное число имён существительных»
Обычно изучение темы о существительных в единственном и множественном числе в школе не вызывает у ребёнка сложностей. Ну что может быть сложного в том, чтобы посчитать конфеты, яблоки или греющихся на солнышке голубей? Но иногда трудности всё же появляются. Это происходит, когда ребёнок узнаёт, что не всё, что нас окружает, можно посчитать. Три конфеты, два друга, четыре урока — это посчитали. А как же быть с молоком, шоколадными хлопьями, добротой, да и с каникулами тоже? Давайте разбираться.
Содержание:
- Единственное и множественное число имён существительных
- Какие случаи вызывают затруднения
- На что ещё обратить внимание
- Подведём итоги
- Закрепим результат
Обычно изучение темы о существительных в единственном и множественном числе в школе не вызывает у ребёнка сложностей. Ну что может быть сложного в том, чтобы посчитать конфеты, яблоки или греющихся на солнышке голубей? Но иногда трудности всё же появляются. Это происходит, когда ребёнок узнаёт, что не всё, что нас окружает, можно посчитать.
Три конфеты, два друга, четыре урока — это посчитали.
А как же быть с молоком, шоколадными хлопьями, добротой, да и с каникулами тоже? Давайте разбираться.
Единственное и множественное число имён существительных
Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, например: ручка, чашка, стол.
А имена существительные во множественном числе обозначают два или более предмета, например: ручки, чашки, столы.
То есть всё это мы можем посчитать: две ручки, три чашки, четыре стола.
Название единственного числа появилось от слова «единица», значит оно, что этот предмет один: один автомобиль, один рюкзак, один человек.
А множественного числа — от слова «много», то есть таких предметов больше одного: двадцать карандашей, семь ступенек, много людей.
Пусть ребёнок посмотрит вокруг и назовёт все имена существительные, которые есть рядом с вами в данный момент, например: окно, дверь, шторы, учебники, стены и т. д.
А теперь пусть скажет, что из этого находится в единственном числе, а что — во множественном, и, если предметов много, посчитайте их вместе, например:
одно окно, одна дверь, одна-две шторы, один-два-три учебника, одна-две-три-четыре стены и т. д.
Укажите ребёнку на то, что имена существительные именно изменяются по числам, то есть слово может быть как в единственном числе, так и во множественном, например: У нас оставалась одна тетрадь. Мы купили ещё три, и у нас стало четыре тетради. Сейчас ты закончил один класс, а скоро закончишь два класса и т. п.
А теперь нужно объяснить, что при изменении числа существительного меняется и его форма. Возьмём слово «линейка». Это существительное сейчас в единственном числе: одна линейка. В единственном числе это слово оканчивается на -а. Изменим число на множественное: две линейки. Теперь слово оканчивается на -и.
Для лучшего примера давайте изменим ещё несколько существительных:
одна птица — четыре птицы, один друг — три друга, одна шоколадка — две шоколадки, один автомобиль — пять автомобилей.
У всех этих слов при изменении числа поменялась и форма. А иногда при изменении числа меняется и всё слово полностью, но сразу скажем, что таких слов очень мало, например: человек — люди, ребёнок — дети.
При написании число обозначаем так:
Какие случаи вызывают затруднения
Теперь мы добрались до тех случаев, когда ребёнку бывает непросто освоить этот материал.
Во-первых, у некоторых слов при образовании формы множественного числа есть свои сложности. Это вы можете проверить прямо здесь и сейчас. Спросите у ребёнка, как правильно нужно писать и говорить: двое ботинков или двое ботинок, пять мандарин или пять мандаринов, двое носок или двое носков, новые директоры или новые директора?
А как быть, когда написал правильно, но, как правильно прочитать, не знаешь? Например: был один торт, а стали тортЫ или тОрты? Был один бант, а стали бантЫ или бАнты?
Как пишутся такие трудные слова, всегда можно посмотреть в орфографических словарях, а как их правильно говорить и верно ставить ударения, можно увидеть в орфоэпических словарях или словарях ударений. Все они есть в онлайн-формате в свободном доступе в интернете.
Кстати, обязательно назовите ребёнку правильные варианты слов, чтобы он уже сейчас начал их запоминать: двое ботинок, пять мандаринов, двое носков, директорА, тОрты, бАнты.
И наконец, вторая сложность этой темы в том, что в русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе: или только в единственном, или только во множественном.
И тут мы как раз добрались до молока, хлопьев, доброты и каникул. Если одно, то говорим молоко. А если много? МолокИ? Конечно нет. Такого слова в русском языке не существует, и так говорить не грамотно. То же самое и с добротой. Вывод — мы не можем поставить эти слова во множественное число. А это значит, что у некоторых существительных есть форма только единственного числа.
Чаще всего такие существительные обозначают:
- некоторые имена собственные: Россия, Луна, Енисей;
- названия месяцев: март, август, октябрь;
- отвлечённые понятия: искусство, музыка, тепло, краснота;
- качества: яркость, строгость, доброта;
- некоторые действия: ходьба, пение, мытьё;
- некоторые вещества: вода, воздух, молоко.
А теперь попробуйте вместе с ребёнком изменить форму множественного числа слов хлопья, каникулы, джинсы, очки на форму единственного. Не тут-то было! Какие бы варианты вы ни проговорили, все они звучат непривычно и опять же неграмотно. А значит, у этих слов нет формы единственного числа. В случае с каникулами ребёнок, конечно, обрадуется, что их может быть только «много», но никак не «один». А вот всё остальное, что имеет только форму множественного числа, придётся запомнить в процессе обучения.
Чаще всего такие существительные обозначают:
- опять же некоторые имена собственные: Карпаты, Мальдивы, Чебоксары;
- парные предметы: очки, брюки, ножницы, плоскогубцы;
- состояния природы и временные отрезки: заморозки, сумерки, каникулы;
- названия игр: шахматы, прятки, жмурки, догонялки;
- некоторые неисчислимые объекты: чернила, сливки, духИ.
На что еще обратить внимание
В случае если ваш младшеклассник уже знает, что такое род и склонение имён существительных, он вполне логично может задаться вопросом: а как, например, определить род и склонение у слов джинсы, ножницы и прочих, если это мы умеем делать только тогда, когда слово находится в единственном числе?
И тут мы очень основательно хвалим «любопышку» за его пытливый ум и говорим:
«Определить род и склонение у таких слов мы не сможем. Как раз потому, что их невозможно поставить в единственное число».
А если мы вдруг имеем дело с существительными, которые вообще никак не изменяются — ни по падежам, ни по родам, ни по числам, и от этого и называются несклоняемыми? Как быть со всеми этими пальто, кенгуру, пюре и т. д.?
Да, изменить мы их не можем. А посчитать можем: Одно пальто — три пальто, один кенгуру — четыре кенгуру, одно пюре — два пюре.
Значит, они тоже бывают в единственном и во множественном числе. Но как понять, какое у них число, если они не изменяются? Легко. Смотрим на то слово, к которому мы задаём вопрос от нашего неизменяемого существительного: В магазин привезли новые пальто. Пальто какие? Новые.
Слово «новые» здесь стоит в форме множественного числа. Значит, и пальто в данном случае будет во множественном числе.
В зоопарке живут красивые кенгуру. Кенгуру какие? Красивые — мн. ч. Кенгуру здесь будут тоже во множественном числе.
Подведём итоги
Если получается посчитать, значит, имя существительное имеет форму единственного и множественного числа:
один урок — пять уроков, одна конфета — шесть конфет, один голубь — много голубей.
Но есть существительные, которые:
- употребляются только в единственном числе: Москва, музыка, вода;
- употребляются только во множественном числе: сутки, брюки, прятки.
Когда меняется число существительного, меняется и его форма:
яблоко — яблоки, звезда — звёзды, класс — классы, йогурт — йогурты.
У несклоняемых имён существительных форма не меняется никогда. И для того, чтобы определить число такого существительного, мы должны найти слово (например, прилагательное), к которому задаём вопрос от нашего существительного, и по нему определить число: Шимпанзе очень забавные. Шимпанзе какие? Забавные — это мн. ч. Значит, шимпанзе здесь тоже во множественном числе.
Если сомневаетесь в правильности образованных слов, сверьтесь в интернете с орфографическим или орфоэпическим словарём. Научите этому и своего ребёнка, этот навык обязательно пригодится ему в дальнейшем.
Закрепим результат
Хотите понять, насколько хорошо ваш ребёнок понял эту тему? Предложите ему выполнить проверочные задания:
- определить число у имён существительных:
мяч, куртки, лестница, торты, лампа, компьютер, чашки, мандарины, рюкзак, люди;
- изменить число перечисленных выше слов;
- выписать из данных слов имена существительные, которые имеют только форму единственного числа:
лужа, ветер, молоко, шорох, солнце, лес, бант, метро, кружка, сахар, свет;
- выписать из данных слов имена существительные, которые имеют только форму множественного числа:
ножницы, помидоры, санки, кофты, весы, листья, стулья, снежинки, сливки, жмурки.
А чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок максимально хорошо освоил данную тему, доверьте её закрепление образовательной платформе iSmart, которая имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- в разделе «Русский язык» вы найдёте множество заданий на отработку этой и других тем.
Выполнив все задания подтемы, ребёнок гарантированно освоит учебный материал;
- задания составлены педагогами и психологами так, чтобы было интересно даже самому немотиврованному ребёнку;
- платформа удобная, простая и интуитивно понятная, на ней ребёнок сможет заниматься самостоятельно. А у родителей появится свободное время для домашних дел или семейного отдыха;
- занимаясь регулярно по 15-20 минут в день, ваш ребёнок отлично закрепит материал и сможет улучшить успеваемость на 1-2 балла.
Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!
Английский язык — Урок 4 Раздел 2
Uncountable nouns
Неисчисляемые существительные
В английском языке, как и в других языках мира, существуют так называемые неисчисляемые существительные. Такие существительные обозначают предметы или явления, которые всегда стоят в единственном числе и которые нельзя поставить во множественное.
Перечислим некоторые из таких слов:
water – вода
milk – молоко
bread – хлеб
money – деньги
Не говори: milks или breads. Такие формы будут являться некрасивой грамматической ошибкой.
Список подобных примеров может быть достаточно длинным. В этом разделе мы приведём только некоторые из них.
Обрати внимание на название данной группы слов – неисчисляемые существительные. Под этим определением подразумеваются понятия или объекты, точное количество которых нельзя посчитать. Попробуй посчитать, например, воду. Ведь нельзя сказать «5 вод». Такими же неуместными будут наши попытки, если мы попробуем посчитать в единицах молоко или деньги: 7 молока или 10 денег. Конечно, можно сказать 10 долларов или 7 литров молока, но тут уже будут стоять исчисляемые слова «доллар» и «литр».
Important: Неисчисляемые существительные не стоят во множественном числе.
Существует и второе очень важное правило, которое тебе надо запомнить. Поскольку неисчисляемые существительные нельзя посчитать, перед ними никогда не будет стоять неопределённый артикль a. Ни англичане, ни американцы не говорят a money или a bread.
Если мы первый раз говорим о данном объекте и считаем его неопределённым, то данное слово мы должны сказать без артикля вообще: bread, milk, money. Посмотри на предложения:
What is it? – It is water
What is this? – This is milk
And what is this? – This is money
С другой стороны, определённый артикль всегда ставится перед неисчисляемыми существительными. Если мы говорим об определённом хлебе, молоке и деньгах, то по-английски мы должны сказать: the bread, the milk, the money.
The bread is expensive – Хлеб дорогой
Is the water cold? – Вода холодная?
Is the milk hot? – Молоко горячее?
Приведём другие очень употребительные в английском языке неисчисляемые существительные:
sugar – сахар
salt – соль
tea – чай
coffee – кофе
meat – мясо
food – еда
paper – бумага
sand – песок
music – музыка
love – любовь
work – работа
news – новость
help – помощь
snow – снег
rain – дождь
Скажи самостоятельно по-английски:
Это снег
Это песок
Это бумага?
Это мясо?
Мясо дорогое
Кофе хороший
Работа сложная
Exercises
Упражнения
1. Подумай и скажи, какие из нижеприведённых существительных буду исчисляемыми, а какие неисчисляемыми. Поставь неопределённый артикль a в случаях, когда это возможно
park, room, sand, love, day, word, tea, music, wall, food, shirt, sugar, milk, apple
2. Переведи на английский язык выражения
Это кровать
Это любовь
Это чай или кофе?
Это сахар или песок? — Это сахар
Это снег? — Нет, это не снег, это дождь
Это соль? — Нет, это не соль, это сахар
3. Поставь слова во множественное число, если это возможно
man, window, water, door, bread, snow, salt, fruit, lamp, meat, help, game
Формы множественного числа английских существительных
В этом уроке вы узнаете, как образовывать формы множественного числа существительных.
Только исчисляемые существительные имеют форму множественного числа. Неисчисляемые существительные (например, «молоко», «мука», «вода») не имеют формы множественного числа.
Форма единственного числа исчисляемого существительного используется для описания одной его единицы. Форма множественного числа используется, когда имеется более одной единицы.
Пример с правильным существительным:
Форма единственного числа существительного: машина (У меня есть одна машина.)
Форма множественного числа существительного: cars ( У меня три машины.)
Существует несколько правил образования множественного числа в зависимости от окончания существительного в форме единственного числа. Орфография очень важна.
Regular nouns
For most regular nouns, we add –s to the end of the singular form:
singular | plural |
coat | coats |
dog | собаки |
Дом | Дома |
ROAD | Дороги |
Корабль | Корабли |
…. И многие.
Существительные, оканчивающиеся на -ch, -sh, -s (или звук «s»), -x или -z:
Прибавляем –es:
единственное число | |
ящик | ящик |
автобус | автобус |
Buzz | Buzzes |
Церковь | Церкви |
Блюдо | Блюда |
NOUNS Ending in The Plerling 9001S 9001S in nepling in nempling in nempling in nemply in nemning in nemply in nemnling in nemvels on nemvels on nemvels
. перед «y»
Существительные, оканчивающиеся на ГЛАСНУЮ + y
(Гласные буквы a, e, i, o, u)
Добавить –s
единственное число5 | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Boy | Boys | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Day | Дни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧ | КЛЮЧЕСКИ гласные: b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w, x, y, z) Изменить y на i и добавить –es
Nouns ending in -f or -feReplace the -f или -fe с -ves для этих существительных:
For most other nouns ending in -f or -fe, just add –s:
и многие другие… Существительные, оканчивающиеся на -o0003Nouns ending in a VOWEL + oAdd –s
Irregular nouns оканчивающийся на согласную + oК этим неправильным существительным мы добавляем –es:
Пример : Вот немного картофеля. Правильные существительные, оканчивающиеся на ГЛАВНУЮ + оВсе остальные существительные, оканчивающиеся на ГЛАВНУЮ + о, считаются правильными. We add –s:
и многие другие. Есть несколько существительных, заканчивающихся в соглашении + O, которые имеют 2 возможные формы во множественном числе: Мы добавляем –s или –ES
Английские существительные из иностранных языков Многие английские слова происходят из других иностранных языков. Латинские существительные, оканчивающиеся на -usЗамените -us на –i
Certain nouns ending in -isReplace the -is with –es
Certain nouns ending in -ix or -exReplace the –Ix или -ex с -з
|