Молоко стариков по платону: Что античный философ Платон называл «молоком стариков», 4 буквы

Содержание

Что античный философ Платон называл «молоком стариков», 4 буквы

Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Что античный философ Платон называл «молоком стариков»», 4 буквы (первая — в, последняя — о):

вино

(ВИНО)

Другие определения (вопросы) к слову «вино» (277)

  1. Мадера, портвейн
  2. «Шато Марго»
  3. Белый и красный алкоголь
  4. Кагор
  5. Божоле нуво
  6. Картина Татьяны Яблонской «… и конфеты»
  7. Продукт алкогольного брожения сока
  8. Напиток, в который Иисус превратил воду на пиру
  9. Суперпартнёр W-бозона
  10. Сухое, десертное, игристое
  11. Выпивка в бокале
  12. Наливка — это домашнее …
  13. Растворитель истины
  14. Напиток из Молдовы
  15. Херес, мадера
  16. Молдавское …
  17. Поэзия, разлитая по бутылкам по словам Стивенсона
  18. Объект изучения энологии
  19. Коллекционный марочный напиток
  20. Мадера или херес
  21. Каким напитком угощала гостиничная соблазнительница Семена Семеныча из фильма «Бриллиантовая рука»
  22. «Мерло», «Шардоне», «Хванчкара»
  23. Херес с градусами
  24. В чем знает толк сомелье
  25. Мускатное …
  26. «Осенней стужи друг» для Александра Пушкина
  27. Напиток под градусом
  28. Хлеб на ноги ставит, а … валит
  29. Алиготе или кагор
  30. Спутник кино и домино
  31. К рыбе подают — белое, а к мясу — красное
  32. Наливка
  33. «Правдивый» напиток
  34. Совиньон в бутылке
  35. Малиновое в песне Игоря Николаева
  36. Белое с градусами
  37. Пьянит и истину хранит
  38. Его воспевал в своих рубаи Омар Хайям
  39. Сок под градусом
  40. Белый напиток, которым заваривают шалфей, чтобы приготовить питье от повышенной потливости
  41. Лучшее средство развязать язык
  42. Оно между «кино» и «домино»
  43. «сделало дело кислое …»
  44. Говорят, истина в нем, а вот здоровье — в воде
  45. Угощение в бокале
  46. Оно сначала бьёт в голову, а потом по ногам
  47. Марочный напиток
  48. Поменяйте буквы в слове «овин»
  49. Стихотворение Николая Некрасова
  50. Напиток, на котором специализируется сомелье
  51. Токай, херес
  52. Мешанина из слова «овин»
  53. Искристое содержимое бокала
  54. Бывает сухим в бокале
  55. Алкоголь с истиной
  56. В нём растворяется истина
  57. «Лекарство для того, чтобы душа приобрела совестливость, а тело — здоровье и силу» у древних греков
  58. То, во что Иисус мог превратить воду
  59. Марочное к застолью
  60. Полусухое
  61. Спиртная рифма к домино
  62. Белое сухое …
  63. Отбродивший сок
  64. Одна из форм существования зеленого змия
  65. Для некоторых богатых римлян оно заменяло воду при приеме ванны
  66. Алкогольная купель истины
  67. Слабее водки, крепче пива
  68. Ключ к полчищам воспоминаний
  69. Божественный напиток от Диониса
  70. Красное к мясу
  71. Напиток из одуванчиков в названии книги Брэдбери
  72. Алкогольное вместилище истины
  73. Питьевой статус мадеры и портвейна
  74. Алкогольный статус кагора
  75. Любимый напиток Диониса
  76. Тамянка
  77. Его делали из одуванчиков в повести Брэдбери
  78. Хмельное содержимое бокала
  79. Малиновый напиток Игоря Николаева
  80. Дар погребов Бордо
  81. «Сделало дело кислое …»
  82. Выкуп за невесту
  83. Анаграмма к слову «воин»
  84. Вариант «зелёного змия»
  85. «Только …!», Светличная
  86. Сокровищница истин
  87. Кагор или херес
  88. Продукт от Вакха
  89. Зелье от Бахуса
  90. Сборник рассказов американского фантаста Рея Брэдбери «… из одуванчиков»
  91. Кьянти в бутылке
  92. «… и немого сделает соловьем»
  93. И вермут, и мадера
  94. «Малиновое …», Николаев
  95. О чём это: Не пей …, Гертруда
  96. Поменяйте буквы в слове «воин»
  97. Алкоголь для дамы
  98. Иные истину в нём ищут
  99. Красное в бокале
  100. Божоле, шабли, кагор
  101. Вместилище истины
  102. Хмельное содержимое фужера
  103. Напиток из дубовых бочек
  104. Алкогольное питьё
  105. Шардоне в бутылке
  106. Напиток для взрослых
  107. Что кагор, что мадера
  108. Алкоголь красного цвета, что подаётся к мясу
  109. Мадера как напиток
  110. Свое самое изысканное … древние римляне настаивали на фиалках
  111. Реактив
  112. Алкогольный напиток из сока
  113. … работе не товарищ
  114. К рыбе белое, к мясу красное
  115. Мешанина из слова «воин»
  116. Красное … принято подавать к мясу
  117. Стихотворение Пушкина
  118. Самый популярный напиток у древних греков
  119. Напиток из бурдюка
  120. Изабелла в бокале
  121. Молодое в старых мехах
  122. Англичане не слишком любят этот напиток, однако его крупнейший музей находится в Великобритании
  123. Эдит Пиаф с младенческих лет воспитывала бабка-алкоголичка. Что бы ребенок не орал, она подмешивала в молоко
  124. Жидкая любовь Омара Хайама
  125. Парижский музей, посвященный производству этого, расположен в погребах бывшего аббатства Пасси и по иронии судьбы находится на улице Вод
  126. Алкоголь под сыр
  127. И мадера, и кагор
  128. И вермут. и мадера
  129. Третья рифма к кино и домино
  130. Хмельной дар лозы
  131. Питье от Диониса
  132. Мускат, что плещется в бокале
  133. Глинтвейн
  134. Бархатное …
  135. Белое … принято подавать к рыбе
  136. Напиток из виноградного сока
  137. Не пей …, Гертруда! (Шекспир)
  138. Сухое спиртное
  139. Вермут
  140. Оно на радость нам дано
  141. Сухой напиток
  142. Анаграмма к слову «овин»
  143. Крупнейшим в мире экспортером чего является Франция
  144. «В старые меха не нальёшь новое …» (посл.)
  145. Какая выпивка бывает сухой
  146. Что такое сидр?
  147. Наливка — это домашнее …
  148. Напиток от Вакха
  149. Содержимое декантера
  150. Полусухое в бутылке
  151. Что из бутылки наливают в бокал
  152. Кагор как напиток
  153. Алкоголь, таящий истину
  154. Алк. напиток
  155. Хмельное
  156. Сухое, крепленое
  157. Изабелла под градусом
  158. К рыбе подают — белое, а к мясу — красное
  159. Игристое в бокале
  160. Жидкая часть глинтвейна
  161. В какой напиток Иисус превратил воду на свадебном пиру?
  162. Говорят, в нём истина
  163. Десертное или крепленое
  164. Мартини и кагор по своей сути
  165. «… не явится на свет, пока пробка не согрешит со штопором»
  166. Библейский алкогольный напиток
  167. Напиток из погребов
  168. Напиток, что пьют из кубка
  169. Что древние греки смешивали в сосуде под названием «кратер»?
  170. Напиток с «градусом»
  171. Плодовоягодное алкогольное питье
  172. Источник живительной силы, радости и веселья
  173. Шампанское
  174. Напиток из одуванчиков в названии повести Брэдбери
  175. На водку, на чай
  176. Напиток Бахуса
  177. Рюмочное прибежище истины
  178. Напиток «с градусами» из фруктового сока
  179. В XIX веке оно было признано официальным средством для борьбы с холерой, а к 1840 году парижская фармакология насчитывала 164 названия его лечебных разновидностей
  180. Лекарство в энотерапии
  181. Продукт от Бахуса
  182. «Рислинг» или «Каберне»
  183. Мускат в кубке
  184. Каберне в бокале
  185. Креплёное, марочное, столовое
  186. Алкогольный напиток на основе винограда
  187. Напиток для познания истины
  188. «в старые меха не нальешь новое …» (посл. )
  189. Напиток – подарок Диониса
  190. В нём истина для выпивохи
  191. Продукция от Диониса
  192. «Чинзано»
  193. Напиток, который пьют из бокала
  194. Сборник американской писательницы Эдны Миллей «… из того винограда»
  195. Его воспевал в своих рубаи О. Хайям
  196. «… какой страны Вы предпочитаете в это время дня?»
  197. Белый или красный алкоголь
  198. О чём это: «Не пей …, Гертруда!»
  199. Херес, мадера, кагор
  200. Питье от Бахуса
  201. Крепленое …
  202. Проспиртованный плодовый сок
  203. Наливка это домашнее …
  204. К рыбе — белое, а к мясу красное
  205. Красное с градусами
  206. Играет в бокале
  207. Шампанское и шардоне по своей сути
  208. Мадера, вермут, херес
  209. Мадера или вермут
  210. Мускат, портвейн, кагор
  211. Напиток «невиноватой»
  212. «Лучшее … то, что ты любишь»
  213. Что советует взять сомелье
  214. Шампанское или вермут
  215. Алкогольный статус бордо
  216. Розовый напиток из песни Элджея и Feduk
  217. В нем истина
  218. Бургундское
  219. Стихотворение А. Пушкина
  220. Картина Питера Брейгеля Старшего «… на празднике Святого Мартина»
  221. Напиток Диониса
  222. Вермут, рислинг
  223. «Компот» для алкашей и «букет» для знатоков
  224. Напиток Хайяма
  225. Что представляет собой портвейн
  226. «Захмелевший» сок ягод
  227. Херес или кагор
  228. «… какой страны Вы предпочитаете в это время дня?» (Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»)
  229. Живительная влага, воспетая Омаром Хайямом
  230. Сухой напиток в бокале дамы
  231. Что собой представляет вермут
  232. Им лечит энотерапевт
  233. Народная мудрость гласит: «… с разумом не в ладу»
  234. В нём знает толк сомелье
  235. «Хванчкара»
  236. Игристый напиток
  237. Роман украинского писателя Романа Иванычука «Червлёное …»
  238. Питьевой статус мадеры и вермута
  239. Оно бывает сухое, полусладкое, десертное
  240. Шампанское по сути — игристое оно
  241. Марочное, столовое, или шампанское
  242. Напиток, содержащий алкоголь
  243. Повесть американской писательницы Кэтрин Портер «Полуденное …»
  244. Сухой алкоголь
  245. Вермут по сути
  246. Что старит прибор японца Хироси Танаки
  247. Белое к рыбе
  248. Портвейн
  249. Рассуждая об этом продукте, Луи Пастер выделял два букета: естественный и благоприобретённый
  250. Стихотворение Н. А. Некрасова
  251. Херес
  252. «Хранитель истины»
  253. Алкогольный напиток
  254. Оно на счастье нам дано
  255. «Истинный» алкоголь
  256. Крепче пива, но слабее водки
  257. «Нектар Диониса»
  258. Какая выпивка может быть сухой?
  259. Напиток с истиной
  260. «Только люди пьют …, а остальные звери — ключевую воду»
  261. «Работа денежку копит, а … ее топит»
  262. Воспетое Хайямом
  263. Какое слово можно «добыть», переставив всего одну букву в слове «воин»
  264. И мускат, и кагор
  265. Напиток от Бахуса
  266. «Киндзмараули»
  267. Херес, рислинг
  268. «Истинный» напиток
  269. «… наш друг, но в нём живет коварство: пьёшь много – яд, немного пьёшь – лекарство» (Авиценна)
  270. Кагор или токай
  271. Лучшее кино — это …
  272. Кино, … и домино
  273. Плодовый сок с градусами
  274. Алк. напиток; стих. А.Пушкина
  275. Белое, красное, сухое
  276. Алкогольный напиток, получаемый брожением
  277. Назовите то, что, согласно японской пословице, является лучшим чем сто лекарств, но есть причина тысячи болезней
  1. гастрон. (гастрономическое) алкогольный напиток, получаемый в результате полного или частичного спиртового брожения сока либо мезги винограда или иных плодов (иногда с добавлением спирта и других веществ) ◆ А за князь-Владимира согласились держать «поруки крепкия» все, кто был на пиру («закладу они за князя кладут на сто тысячей»), — все, кроме одного владыки черниговского: держит он за Ивана. А тот, недолго думав, прямо к делу: выпил за един дух «чару зелена вина в полтора ведра» да и пошел «на конюшню бело-дубову ко своему доброму коню…» А. А. Коринфский, «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословий русского народа.», 1901 г.
  2. разг. (разговорное), прост. (просторечное), ед. ч. (в данном значении слово употребляется только в единственном числе) водка ◆ Глядь — скатерть развернулася, откудова ни взялися две дюжие руки, ведро вина поставили, горой наклали хлебушка, и спрятались опять. Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», 1866—1876 г. ◆ Всю пшеницу — за границу, а картошку — на вино… А колхознику — мякину и бесплатное кино!

Значение слова

ВИНО́,
-а́, множественное число ви́на, средний род

1.
Алкогольный напиток, получаемый обычно в результате брожения винограда.

2. Разговорное Водка.
Откудова ни взялися Две дюжие руки: Ведро вина поставили, Горой наклали хлебушка.
Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо.


Вино бросается (или кидается, ударяет) в голову
смотреть голова.


Вино́ — алкогольный напиток, полученный путём полного или частичного сбраживания свежего винограда, дроблёного или нет, или виноградного сусла.

Согласно определению OIV (Международной организации виноградной лозы и вина), в общем случае содержание алкоголя в итоговом продукте не должно быть менее 8,5 %, однако, принимая во внимание специфические особенности климата, почвы, сорта винограда, качественные показатели и традиции производства отдельных регионов, минимальная крепость законодательно может быть уменьшена до 7 % алкоголя. Национальные законодательства некоторых стран ещё больше понижают эту планку, до уровня в 5,5 %, например для вин Moscato d’Asti, хотя в других странах такие вина могут быть классифицированы иначе.

Верхняя граница содержания алкоголя в обычных виноградных винах общем случае не лимитируется и определяется лишь способностью винограда к накоплению сахара при созревании и возможностью дрожжевых грибков к его ферментации. Кроме обычных вин существует также категория специальных вин, при производстве которых могут быть использованы специальные техники, повышающие финальную крепость напитка, в том числе добавление дополнительного алкоголя. Для таких вин OIV устанавливает верхнюю планку крепости в 22 % (в некоторых странах — до 24 %). Современное российское законодательство ограничивает диапазон крепости виноградных вин «вилкой» от 7.5 до 18 %, креплёных — от 12 до 22 %.

Показать дальше


1. Значение слова вино. 2. Синонимы «вино». 3. Разбор по составу «вино». 4. Ассоциации «вино». 5 фонетический разбор «вино».

  • Поиск занял 0.093 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.

Пишите, мы рады комментариям

Вверх ↑

«Молоко для стариков»: о пользе вина

Это цитата сообщения Дама-хозяйка [Прочитать целиком]

Луи Пастер говорил, что вино — самый здоровый и полезный напиток, а Платон называл его «молоком для стариков». И было за что, ведь качественные красные вина содержат вещества, способствующие выведению из крови «плохого» холестерина (так называемых липопротеидов высокой плотности), поэтому при регулярном употреблении малого количества этого напитка кровеносные сосуды буквально промываются изнутри.

Также известно, что красное вино хорошо воздействует на сердечную мышцу и укрепляет сосуды сердца. На этом его свойстве основан эффект знаменитого «французского парадокса». Он состоит в том, что жители Южной Европы (Италия, Испания, Франция), где процветает культура виноделия, несмотря на свою репутацию гурманов, гораздо реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем северяне, которые также любят вкусно поесть, но запивают пищу крепким алкоголем или пивом.

Правда, также известно, что уровень алкоголизма во Франции и Италии достигает 10% против 3-5% в остальных странах земного шара. Но эта уже совсем другая проблема. Ведь, как говорил Гиппократ, «все на земле — лекарство, и все — яд. Разница только в дозе».

Употреблять вино в умеренных количествах за обедом или ужином полезно еще и потому, что оно улучшает секрецию внутренних желез и соответственно пищеварение, которое у людей в возрасте практически всегда замедленно. К тому же содержащиеся в животворной влаге полифенолы обладают большим антиоксидантным потенциалом. Это означает, что они способны нейтрализовать вредные свободные радикалы, которые накапливаются у нас в течение жизни и негативно влияют на большинство систем организма. Подсчитано, что один бокал сухого красного вина в день уменьшает риск сердечно-сосудистых болезней на 27%.

С водой полезнее
Древние греки, чтобы обеззаразить воду, добавляли в нее немного белого вина. И, как показали современные исследования, делали это не зря — разбавленное белое вино, смешиваясь с желудочным соком, оказывает сильное антибактериальное действие: возбудители тифа и холеры погибают в этой жидкости максимум через час. В Крымскую компанию полевые врачи, столкнувшись с нехваткой лекарств, смогли сдержать дизентерию, давая бойцам несколько раз в день вино, на две трети разбавленное водой.

Этот рецепт поможет и при других желудочно-кишечных заболеваниях, а еще послужит для профилактики инфекционных болезней, в частности гепатита А и гриппа. Так что пара бокалов разбавленного водой сухого вина будет полезна и в холодное время года — в сезон простуд, и жарким летом — чтобы уберечься от пищевых отравлений и кишечных инфекций.

Самое важное!
Философ и врач Авиценна считал, что вино «дурака толкает в преисподнюю, а умного ведет к Богу». Соглашаясь с великим предшественником, современные врачи в один голос твердят, что вино действительно может стать целебным, но только если соблюдать три важных условия:

1. Употреблять лишь качественный продукт, то есть натуральное виноградное вино без посторонних добавок вроде спирта или свекловичного сахара. Оно должно быть выращено из благородных, а не гибридных сортов винограда, к которым, например, относится популярная на Юге России и в странах СНГ «Изабелла». Дело в том, что в процессе брожения низкокачественного винограда образуется не только этанол, но и метанол, в больших количествах ядовитый для организма.

2. Пить исключительно во время еды (желательно, чтобы она тоже была качественной, вкусной и полезной.)

3. Не превышать «терапевтическую дозу», которая составляет 1-2 бокала для женщин и -3 — для мужчин. Неумеренное употребление вина приводят к нарушениям деятельности сердца, печени, а также вредит психике.

И, наконец, при таких заболеваниях, как гипертония и сахарный диабет, употребление алкоголя даже в малых дозах должен разрешить врач. А детям, подросткам, беременным женщинам и кормящим матерям — ни-ни, даже по праздникам.

10 полезных свойств вина:

1. Рюмка вина снижает гиперинсулинизацию и повышает чувствительность клеток к инсулину, а следовательно, уменьшает риск приобретения коронарной недостаточности.

2. Вино обладает свойством разжижать кровь. Как изв
стно, кровь повышенной вязкости создает серьезные предпосылки для образования сгустков, способных закупорить артерию, иначе говоря, привести к тромбозу.

3. Содержащийся в вине спирт, повышает уровень циркулирующих эстрогенов тем, что стимулирует выработку эстрогенов надпочечниками. Таким образом, снижая для женщин во время менопаузы риск приобретения сосудистой недостаточности, особенно коронарной.

4. Пожилые женщины, которые каждый день выпивают по рюмочке вина, меньше страдают от возрастного ухудшения функции мозга, чем трезвенницы.

5. Вино расширяет диаметр коронарных артерий, обеспечивая тем самым лучшую перфузию сердца и уменьшая опасность ишемической болезни сердца (ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы).

6. Некоторые вещества, входящие в состав вина (коричная кислота), стимулируют секрецию желчного пузыря. Благодаря такому механизму вино может оказать серьезную помощь в деле переваривания «тяжелой» пищи. Вино ускоряет переваривание жиров.

7. Вино играет защитную роль и снижает риск рестеноза — повторного сужения сосудов, которое случается у 30-40% пациентов в течение первых четырех месяцев после операции на сердце.

8. При умеренном употреблении вина, от одной до четырех рюмок в день (1 рюмка вина емкостью 100мл и крепостью 12 градусов содержит 10г спирта), снижается вероятность смерти от коронарной недостаточности до 15-60% по сравнению с риском подобного исхода для людей, не пьющих вина.

9. В малых количествах (1 рюмка красного вина в конце еды) вино может помочь избавиться от лишнего веса: оно способствует уменьшению гликемии и коррекции гиперинсулинизации, вызывающей избыточный вес.

10. Вино обеспечивает антигриппозную профилактику, так как некурящие, но пьющие вино люди меньше болеют гриппом, чем некурящие и одновременно непьющие. А красное вино, даже разбавленное, уничтожает вирус полиомиелита, обладает широким противовоспалительным эффектом, подавляя астму и хронические лёгочные заболевания.

Лично я предпочитаю красное сухое вино всему остальному алкоголю. Однако выпивать каждый день по бокалу или даже полбокала как-то не всегда хочется, да и не надо так себя насиловать. Вспомните древних греков — они пили только вино, разбавленное водой. Наверняка не из экономии — думаю, у них там вина было — хоть залейся! Вот и мы можем растянуть так свои полбокала на весь день. Например, захотелось попить — налили себе водички, плеснули туда чуток винца — и замечательно! И жажду хорошо утоляет, и вкусно, и на координации движений не отражается! Или — в готовку ещё иногда можно добавлять.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Божественное безумие поэзии

Платон в окружении студентов в своей академии в Афинах, мозаика, I век до н. э. с виллы Т. Симиния Стефана, Помпеи, Римский национальный археологический музей, через Wikimedia Commons; Гомер, Огюст Ленуар, 1841, Лувр; Смерть Сократа , Жак Луи Давид, 1787, Метрополитен-музей

 

« Ион » Платона — самый короткий диалог греческого философа и действительно один из самых странных его текстов. Там, Ион профессиональный чтец эпической поэзии спорит с греческим философом Сократом о природе искусства. Для эстетической философии Платона, представленной Иона, искусство есть божественное вдохновение. Это божественное безумие, подобное тому, что овладевает пророком, когда через него говорит бог.

 

Философия искусства Платона

Мозаика из Помпеи, изображающая Платона в окружении студентов, I век до н. э., Римский национальный археологический музей, через Wikimedia Commons

 

Обычно люди думают, что Платон или Сократ были категорически против искусства. Эта идея небезосновательна. Это восходит к платоновской «Республике , », где греческий философ утверждал, что поэты не будут допущены в общество его идей.

 

Платон, казалось, считал, что искусство мимесис реальности может только развратить людей и ослабить их способность к рациональному мышлению. Таким образом, в обществе, где правят философы, а правители философствуют, искусству не будет места. Это тезис, который получил много критики и не без веской причины.

 

Однако философия искусства Платона не так последовательна, как мы могли бы подумать. Фактически, Платон обсуждал искусство в некоторых других своих работах, исследуя разные идеи и с разных точек зрения. Тем не менее платоновский « Ион » — единственный диалог, посвященный исключительно искусству и, в частности, поэзии.

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Ион указан среди ранних диалогов Платона и предлагает, казалось бы, противоречивые идеи тем, что представлены в Республика.  В то время как в Республике художники — обманщики, имитирующие реальность, не улавливая ее сути и всегда представляющие искаженные образы правды, в Ионе все по-другому. Ion Платона, кажется, подразумевает, что художник, а точнее поэт, является сосудом для бога, открывающим истину, но об этом позже.

 

Платона

Иона

Смерть Сократа , Жак Луи Давид, 1787, Метрополитен-музей

 

В некотором смысле, Ион — это скорее произведение искусства, чем философский трактат, что является большой иронией для философа, известного своим презрением к искусству. Главный аргумент Платона о том, что искусство есть божественное вдохновение, страдает несоответствиями и заблуждениями, которые пополняются эмоциональными призывами, которые могут зайти лишь до поры до времени. Но давайте внимательнее посмотрим на двух главных героев диалога, Сократа и Иона.

 

Сократ — философ и классический герой всех диалогов Платона. Среди ученых ведутся большие споры о том, использует ли Платон Сократа как театральный прием или он на самом деле записывает учения Сократа. В любом случае, Сократ известен иронией по отношению к своим противникам, которые обычно заявляют, что знают что-то, в то время как он только утверждает, что знает, что ничего не знает.

 

Другой персонаж – Ион, рапсод, т.е. профессиональный исполнитель эпической поэзии, специализирующийся на Гомере. Ион утверждает, что знает Гомера лучше, чем все живые. Это побуждает Сократа задаться вопросом, знает ли Ион также то, о чем говорит Гомер.

 

Ион довольно глупый персонаж. Он выступает в королевской одежде с золотой короной. Он признает, что его мастерство основано на прибыли, и, похоже, ему особо нечего сказать. В какой-то момент он даже утверждает, что является лучшим полководцем Греции. Можно даже задаться вопросом, почему Сократ выбрал для дебатов Иона, а не кого-то лучше подготовленного.

 

Тем не менее тот факт, что Сократ готов вступить с Ионом в интеллектуальную дискуссию, показывает лишь, что философия искусства Платона в этом диалоге отличается от других его произведений. На самом деле Платон здесь, по-видимому, ценит не только поэзию, но и поэта, и рапсода.

 

Первые основания

Мужчина, играющий на лире, Художник Докимасии , ок. 480 г. до н.э., Метрополитен-музей

 

В начале диалога Сократ встречает Иона, возвращающегося с праздника Асклепия в Эпидавре, завоевавшего первую премию в поэтическом состязании.

 

Сократ поздравляет Иона, заявляя о своем восхищении профессией рапсода. Ион выглядит довольно высокомерным, говоря, что он во всей Греции лучше всех знает Гомера.

 

Затем Сократ спрашивает Иона, распространяются ли его знания на других поэтов или только на Гомера. Ион отвечает, что специализируется исключительно на Гомере, но получает следующий ответ:

.

 

«Но как ты дошел до того, что у тебя есть это умение только о Гомере, а не о Гесиоде или других поэтах? Разве Гомер не говорит о тех же темах, что и все остальные поэты? Разве война не является его главным аргументом? и не говорит ли он о человеческом обществе и об общении людей, хороших и плохих, искусных и неискусных, и о богах, беседующих друг с другом и с человечеством, и о том, что происходит на небе и в мире внизу, и о поколениях богов а герои? Разве это не те темы, о которых поет Гомер?»

 

Тогда Сократ скажет, что для поэтов странно претендовать на знание только одного поэта, поскольку многие поэты затрагивают одни и те же темы. Если кто-то знает войну, он должен быть в состоянии понять всех поэтов, когда они говорят о войне. Однако это не так.

 

Кроме того, живописец, в отличие от рапсода, может одинаково интересовать многих живописцев. Например, очень редко можно найти художника, заинтересованного только в копировании Полигнота. Как же тогда, спрашивает Сократ, рапсоды одержимы только одним поэтом, как Ион — Гомером?

 

Камень Гераклеи

Молодой человек поет и играет на кифаре , берлинский художник, ок. 490 г. до н.э., Метрополитен-музей

 

Для Сократа существует цепочка притяжения, объясняющая, почему Ион любит читать только Гомера. Поэта влечет к музам – богиням искусств – как металлический предмет к камню Гераклеи (то есть магниту). В свою очередь, поэт привлекает рапсоду, которого, таким образом, косвенно привлекает муза.

 

Кроме того, музы вдохновляют и побуждают поэтов, таких как Гомер, создавать произведения исключительной красоты. Это объясняет, как поэты могут описывать вещи, которых они не знают, например, как капитан управляет своим кораблем, но не может управлять кораблем самостоятельно. Муза использует поэта как посланника божественного послания. Как еще объяснить божественную красоту поэзии?

 

Сократ: «И как корибантийские гуляки, когда танцуют, не в здравом уме, так и лирики не в здравом уме, когда сочиняют свои прекрасные мелодии: но, попадая под власть музыки и размера, они вдохновляются и обладал; как вакхические девы, которые черпают молоко и мед из рек, когда находятся под влиянием Диониса, но не в здравом уме. И душа лирика делает то же самое, как они сами говорят; ибо они говорят нам, что они приносят песни из медовых источников, выбирая их из садов и лощин Муз; они, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. И это правда.
Ибо поэт есть легкая, и крылатая, и святая вещь, и нет в нем вымысла, пока он не воодушевлен и не сошел с ума, и ума уже нет в нем: когда он не достиг этого состояния, он бессилен и не может произносить свои оракулы».

 

Божественное безумие

Гомер , Огюст Ленуар, 1841, Лувр

 

Итак, поэзия — дело мастерства или вдохновения? Сократ считает, что это последнее, и Ион соглашается. Поэтом овладевает муза, и рапсод влечет к поэту. В свою очередь, рапсоды также могут привлечь внимание публики:

 

Сократ: […] Рапсод, как и ты, и актер — промежуточные звенья, а сам поэт — первое из них. Через все это Бог склоняет души людей в любом направлении, которое ему угодно, и заставляет одного человека свисать с другого. Таким образом, существует обширная цепь танцоров, мастеров и помощников хора, которые подвешены, как на камне, сбоку от колец, свисающих с Музы.

 

После всего этого Сократ спрашивает Иона, чувствует ли он себя не в своем уме на сцене, чтобы подтвердить, что он одержим. Ион заявляет, что обычно он не злится, что заставляет Сократа спросить:

 

«Что уж говорить о человеке, который на жертвоприношении или празднике, когда он одет в праздничное одеяние и имеет на голове золотые венцы, которых у него никто не отнимал, появляется в присутствии более чем двадцать тысяч дружелюбных лиц, когда никто не обижает и не обижает его; в здравом ли он уме или нет?

 

После того, как Ион соглашается, Сократ декламирует стихи Гомера о разных профессиях (от рыболовства до ведения войны). Затем он спрашивает Иона, делает ли тот факт, что Гомер говорит обо всех этих областях, он экспертом во всех них. Ион отвечает, что, конечно, ни один поэт не может быть знатоком всего этого.

 

В этот момент Ион и Сократ приходят к выводу, что рапсод не может приобрести практические навыки рыбака, просто рассказывая отрывок о рыбалке. Однако, когда дело доходит до пассажей на военные темы, Иону кажется, что он читает их со знанием и генерала, и рапсода. Это странная идея, которую Сократ опровергнет, обвинив Иона в непоследовательности.

 

Так что же такое искусство Иона в философии Платона?

Орфей среди фракийцев , приписывается лондонскому художнику E497, ок. 440 г. до н.э., Метрополитен-музей

 

Вывод, который делает философия Сократа, а через него и Платона, заключается в том, что искусство Иона не есть упорядоченная система навыков. Наоборот, это божественное вдохновение, своего рода безумие.

 

Перед тем, как закрепить этот вывод, Сократ ставит Иона перед дилеммой; либо поэты и рапсоды — люди и должны ответственно объяснять природу своей мудрости, либо они получают божественное вдохновение. Ион, конечно, выберет второй вариант. Мог ли он попасть в ловушку, расставленную Сократом, чтобы заставить его поддаться высокомерию? Если это так, то Ион может стать первым шагом в развитии платоновской философии и критики искусства в Республике года.

 

Однако ничто не заставляет нас верить, что Сократ иронизирует и не верит, что поэзия есть божественное вдохновение. Возможно, Платон в этом раннем диалоге демонстрирует какие-то размышления об искусстве, которые он пересмотрит в своих более поздних работах.

Как быть счастливым по Платону

 

Человеческое счастье давно обсуждалось на протяжении всей истории, от ученых, изучающих рецепторы счастья в нашем мозгу, до философских рассуждений о человеческой природе и предназначении. Тем не менее, возможно, самые важные и давние представления о человеческом счастье восходят к тысячелетию древних греков, особенно к молодому афинскому философу Платону. Учения Платона о человеческой природе и счастье продолжают формировать западную философскую мысль и современную науку сегодня.

 

Кем был Платон?

Классическая мраморная статуя Платона в Афинской академии

 

Платон, возможно, был одним из самых печально известных древнегреческих философов, живших в его время (и позже). Будучи страстным учеником Сократа и проницательным учителем Аристотеля, Платон записывал уроки и беседы со своими мудрыми учителями и сверстниками, что сыграло решающую роль в истории и свидетельствах древнегреческой философской мысли.

 

Более 2000 лет назад, когда Платон основал и открыл свою школу, Академию , он расширил сферу философских идей, создав место, где афиняне могли теоретизировать о глубочайших вопросах эпохи, одним из которых было то, как достичь человеческого счастья.

 

Счастье, природа и общество взаимосвязаны

Афинская школа Рафаэля , 1509-11, в Апостольском дворце, Ватикан, через Visit Vatican

 

Вопросы о человеческой природе и счастье были неотъемлемой частью учений Платона, который считал, что счастье, природа, красота и общество взаимосвязаны и каждый из них служит определенной цели в нашей способности процветать и жить полноценной жизнью.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В своей книге Республика Платон утверждает, что только когда мы по-настоящему понимаем человеческую природу, мы можем обрести индивидуальное счастье и социальную стабильность. Он также подчеркнул, что люди не самодостаточны, но на самом деле извлекают большую пользу из социального взаимодействия и дружбы.

 

Однако само счастье не зависело от внешних связей, общества или дружбы. Для Платона поиск личного счастья шел параллельно с поиском контроля над нашим внутренним «я», а именно нашими искушениями, желаниями и эмоциями.

 

«Человек, который ставит все, что ведет к счастью, в зависимость от себя, а не от других людей, принял наилучший план счастливой жизни»
Платон, Республика

 

Возничий и две его лошади

Аттическая амфора с черной фигурой на шее , 530–20 гг. до н. э., через Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

 

В своей книге учений, Федр, Платон использовал монологи, пьесы и аллегории, чтобы выразить свои представления о счастье. Платоновская аллегория «Возничий и две его лошади» , возможно, является самым важным его учением о том, как достичь внутреннего счастья…

 

Представьте себе, что возничий держит двух коней и пытается переместить свою повозку вперед по дороге впереди.

 

Одна из этих лошадей — дикая лошадь, описанная Платоном как «скрюченное неуклюжее животное, кое-как сложенное… темного цвета, с серыми глазами и кроваво-красным цветом лица; супруг дерзости и гордыни, лохматый и глухой, едва поддающийся кнуту и ​​шпорам». – Платон, Федр

 

Второй конь — благородный конь, он «стойкий и чистоплотный… цвет его белый, а глаза темные; он любитель чести, скромности и умеренности и приверженец истинной славы; он не нуждается в прикосновении кнута, а руководствуется только словом и увещеванием». Платон, Федр

 

К неудовольствию возничих, дикая лошадь больше заинтересована в сиюминутных удовольствиях, чем в движении вперед, постоянно искушаемая и отвлекаемая едой, сексом, сном и другими физическими желаниями. Эта лошадь мешает возничему легко передвигаться.

 

С другой стороны, благородный конь, движимый славой и победой, не сбивается с пути, как его и учили. Конечно, у этой лошади также есть желания, искушения и эмоции, с которыми нужно бороться, и, как и у дикой лошади, она может сбить возничего с пути. Однако возничий привил хорошие привычки и тренировки, чтобы помочь благородному коню не отвлекаться. Пока эти хорошие привычки прочно привиты благородной лошади и станут ее второй натурой, она будет получать удовольствие, не сбиваясь с пути и с легкостью продвигаясь вперед.

 

Дикую лошадь нельзя дрессировать, но ею можно управлять; Благородную лошадь можно дрессировать, но ей нужны разум и хорошие привычки

Падение Фаэтона с солнечной колесницей ( Chute de Phaethon avec le char du soleil ) Пабло Пикассо , 1930, via MoMA

 

Для Платона дикая лошадь олицетворяет гедонистические удовольствия и аппетиты, присущие людям и животным. Эту лошадь нельзя дрессировать, так как она просто действует инстинктивно, и никакие разумные или рациональные меры не отвлекут ее внимание от искушения.

 

Вместо этого возничий должен быть мудрым, он должен избегать всех искушений на своем пути, чтобы оставаться под контролем дикой лошади.

 

Благородный конь символизирует способ, которым мы можем жить добродетельной жизнью, даже когда эмоции и желания могут угрожать сбить нас с пути. При должном понимании и развитии хороших привычек мы можем с легкостью идти вперед по нашему пути.

 

Платон признает, что в нашей человеческой природе заложено противоречивые мысли, желания и эмоции, но мы можем приучить себя получать удовольствие от того, что естественным образом ведет нас по правильному пути.

 

Когда возничий движется вперед по своему пути, держа руку на каждом коне, он должен понимать своих двух лошадей и их внутренние наклонности и желания. Он должен понимать, что может сбить их с пути или увести в разные стороны.

 

Только обладая этим знанием, он сможет уверенно, легко и эффективно продвигаться вперед. Когда отвлекающие факторы исчезают из поля зрения, а хорошие привычки прививаются, возничий выстраивается на пути вперед, и в этом он найдет счастье.

 

Счастье и обретение контроля над нашим разумом

Мозаика Академии Платона/Семи философов, I век до н.э., через Римский национальный археологический музей, Неаполь

 

Возничий и две его лошади подчеркивает, что люди должны ориентироваться в мире с чувством контроля и внутренним отражением собственного разума, чтобы обрести счастье. Мы не можем избавиться от наших инстинктивных искушений и естественных желаний или эмоций, но мы можем изо всех сил стараться избегать вещей, которые будут искушать и отвлекать нас, и в то же время развивать хорошие привычки, чтобы держать нас на правильном пути.

 

Как только возничий, дикая лошадь и благородная лошадь объединились, им не нужно полагаться только на силу воли или контроль, путь вперед будет естественным, приятным и легким.

 

Четыре основные добродетели Аристотеля

Статуи великих добродетелей, Жак Дю Броек , 1541-1545, через веб-галерею искусств

 

Но размышления, контроль и хорошие привычки не всегда даются легко. Какие качества нужны человеку для того, чтобы использовать внутренний контроль над собственным разумом? Возможно, второе по важности учение о счастье исходит от ученика Платона, Аристотеля, чьи четыре основные добродетели расширяют учение Платона о достижение счастья.

 

При достаточной практике можно использовать эти черты характера, не задумываясь об этом, и, подобно возничему, жить легко и счастливо.

 

Первое кардинальное значение равно умеренности . Для Аристотеля умеренность — это средний путь между избытком и недостатком. Нужно проявлять сдержанность в своих действиях и оставаться уравновешенным.

 

Второе кардинальное значение равно стойкость , также известная как мужество и внутренняя сила перед лицом невзгод. Только когда человек смелый, он может сопротивляться искушениям и преодолевать трудности.

 

Третье кардинальное значение — благоразумие. Те, кто счастлив, способны судить себя и поступать нравственно. Они могут быть внимательными, учиться на своих ошибках и стремиться стать лучше.

 

Четвертая и последняя кардинальная ценность — это справедливость , которую Аристотель определяет как средний путь между бескорыстием и эгоизмом. Подобно Платону, Аристотель утверждал, что, хотя человек должен преследовать свои собственные желания, важно также помогать процветать окружающим. Счастливый человек будет способствовать лучшему функционированию и более справедливому обществу.

 

Аристотель против Платона о счастье

Аристотель с бюстом Гомера , Рембрандт, 1653 г., через Метрополитен-музей

 

И Платон, и Аристотель соглашались с тем, что люди должны стремиться к счастью, поскольку в этом суть того, как прожить хорошую жизнь.

 

Больше, чем Аристотель, Платон был озабочен человеческой добродетелью и знанием того, что есть добро. Знание того, что нужно делать, приведет к тому, что человек будет автоматически делать правильные вещи, и именно поэтому важны контроль, понимание и привычки. В этом смысле счастье можно искать и отражать внутренне, что определяется человеком и его состоянием ума.

 

Аристотель, с другой стороны, учил, что просто знать, что правильно, недостаточно — нужно выбрать действовать надлежащим образом. Для Аристотеля добродетель и счастье были практическим и внешним вопросом, а не рефлексивным и теоретическим. Аристотель считал, что для достижения счастья необходимо также испытать в жизни удачные и приятные обстоятельства.

 

В этом смысле Аристотель использовал более научный подход к пониманию смысла хорошей жизни. Это требовало изучения как человеческого характера, так и условий и обстоятельств, делающих жизнь в целом хорошо прожитой.

 

«Хороший»

Аллегория божественной мудрости , Лука Джордано, 1685 г., через Национальную галерею.

 

Еще одна важная концепция, лежащая в основе учения Платона о добродетели и счастье, коренится в его идеях о « Добре».

 

Для Платона Добро есть высший объект «Умопостигаемого Мира», состоящего из сущностных форм и математики. Этот умопостигаемый мир соответствует состояниям знания (episteme) и мышления (dianoia) в человеке.

 

Платон учил, что Форма (или идея) Добра является источником всех знаний, но это не само знание. Люди должны стремиться к Добру, но это невозможно сделать без философского рассуждения и рациональности.

 

Для Платона истинное знание касается не материальных объектов и желаний, с которыми мы можем столкнуться в повседневных взаимодействиях; речь идет о природе более чистых и совершенных образцов, которые являются моделями, по которым формируются все сотворенные существа. Это то, что Платон называет формами или идеями.

 

Платон разделяет все сущее на два царства: видимое царство и трансцендентное царство (умопостигаемое царство) форм. Видимое царство — это физический мир, который воспринимается органами чувств и подвержен «становлению» и «прекращению существования». С другой стороны, умопостигаемое царство представляет собой окончательную реальность, оно непреходяще и доступно только посредством рассуждений или интеллекта.

 

В «Государстве» Платон учит, что жизнь, посвященная знаниям и добродетели, приведет к счастью и самореализации. Чтобы достичь счастья, нужно сделать себя невосприимчивым к изменениям в материальном мире и стремиться к познанию вечных, неизменных форм, обитающих в умопостигаемом царстве.

 

Как идеи Платона о человеческом счастье повлияли на современное мышление?

Четыре стадии привычки через Атомные привычки , Джеймс Клир, 2018

 

Учение Платона о счастье кажется более актуальным, чем когда-либо, в современном быстро меняющемся мире.