Урок Русского языка В 3-Б классе Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Урок
Русского языка
В 3-Б классе
«Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова».
2017 год
Тема: Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.
Дата. 26.09.2017
Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты:
Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.
Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
Познавательные: работа с памятками, словарями, другими источниками , осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию.
Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, ПК, учебник.
Педагогические технологии:
Групповые технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Здоровьесберегающие технологи
Ход урока
Организационный момент
II. Словарная работа
— Вставьте пропущенные буквы.
М..л..ко — ценный продукт. Из него делают сливочное масло. Из м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо.. . Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко.
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (Мышь.)
— Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
— Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?(Многозначные.)
— А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 64 (с. 40).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?
— Согласны ли вы с его мнением?
— Выполните задания.
— Прочитайте лексическое значение выделенных слов.
— Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)
— По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)
Упр. 65 (с. 40). (Работа в парах.)
— Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.
V. Физкультминутка (мультимедийная)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 66 (с. 41).
— Прочитайте текст.
— О каком явлении природы идёт речь? (О росе.)
— Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём.
— Выполните задание.
— Значение какого слова вы определяли по словарю?
2. Работа со словом из словаря
— Узнайте слово по его лексическим значениям.
1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.
2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
Ответ: альбом.
— Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)
— Найдите это слово в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом альбом, запишите.
— Запомните, как пишется это слово.
Материал для учителя
По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.
Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.
VII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.
Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, просто к наша, заря.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое лексическое значение слова
— С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?
Домашнее задание
Упр. 67 с. 42 учебник
и многозначные слова.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292039-urok-russkogo-jazyka-v-3-b-klasse-leksichesko
Лексика. Однозначные и многозначные слова
Похожие презентации:
Научный стиль речи
Проект по русскому языку — Рассказ о слове Звезда
ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9
Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов
Язык и профессии. Культура речи
Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»
Роль русского языка в многонациональной России
ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10
Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий
Художественный стиль речи
Лексика
Однозначные Прямое и
и
переносное
многозначные значение
слова
слов
Омонимы
Синонимы
Антонимы
• Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие:
алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик.
• Многозначные слова имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша,
край, почва, участок; человек идет, пароход идет, письма идут, часы идут; «В море суши полоса
называется «коса», а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса.
У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?»
• Перенос значения слова
происходит на основе сходства
предметов в чём-либо. Если
какие-то предметы и явления
похожи, они нередко получают
одно и то же название.
• Слова, использованные в
переносном значении,
обогащают наш язык,
помогают сделать нашу речь
образной, яркой и
выразительной.
По форме:
кольцо на пальце –
кольцо дыма
По цвету:
золотой браслет –
золотой берег
По функции:
крыло птицы –
крыло самолёта
Пути
переноса
значения
По оценке:
ясный день –
ясная речь
По расположению
к чему-либо:
нос животного –
нос лодки
По впечатлению:
злой человек –
злой ветер
• Омонимы не имеют ничего общего в значении. У
омонимов слова пишутся одинаково, звучат одинаково,
но, тем не менее, каждое слово означает совершенно
различные предметы или понятия.
• Омонимы используются для создания художественного
образа, каламбуров, шуток.
• Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном
щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.
• Если в норке нету норки, может, норка возле норки? Нет нигде!
Пропал и след! Норка здесь, а норки нет!
• Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец,
попугаю!»
• Синонимы – это слова одной части речи, по-разному звучащие, но
одинаковые или очень близкие по смыслу.
• Буря – ураган – тайфун – шторм – шквал – циклон.
• Красный – алый – пурпурный – рубиновый – багровый –
пламенный.
• Идти – шагать – ступать – шествовать –плестись –семенить.
• Невероятно – невообразимо – немыслимо – неимоверно.
• Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль и избежать повторений
одних и тех же слов.
• Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным
значением.
• Имена существительные: добро – зло, сила – слабость, лето –
зима, верх – низ, мир – война, молодость – старость.
• Имена прилагательные: хороший – плохой, толстый – тонкий,
весёлый – печальный, близкий – далёкий, большой – маленький.
• Глаголы: работать – отдыхать, любить – ненавидеть,
смеяться – плакать, расцветать – увядать, приходить –
уходить.
• Наречия: рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь
– там, сюда – туда.
• Антонимы часто используются в образной речи для создания контрастов и
противопоставлений.
English
Русский
Правила
Sekolah Alkitab Audio Mini
Секолах Alkitab Audio Mini
1. Сюрвей Перджанджян Лама дан Перджанджян Бару | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
2.![]() | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
3. Сери-сери Хидуп Кристен | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Untuk mengunjungi situs Sekolah Alkitab Audio Mini dan memperoleh bahan-bahan Sekolah Audio Mini dalam bahasa-bahasa lain, kunjungi http://www.![]() |