Содержание
Фонетический разбор слова. Что это такое? Как его делать? Примеры
Что такое фонетический разбор
Фонетический, или звуко-буквенный, разбор слова — это анализ звуков и букв, из которых это слово состоит.
В русском языке 33 буквы, из которых мы составляем слова и записываем их на бумаге. Когда мы произносим слово, то слышим звуки — это то, как звучат буквы в его составе. В некоторых словах одна и та же буква может обозначать два звука одновременно либо не звучать вообще. Здесь и пригодится звуко-буквенный разбор: он нужен затем, чтобы мы могли анализировать звуки и буквы, грамотно писать, а также произносить слова.
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Как делается фонетический разбор слова
Звуко-буквенный разбор принято делать по такому алгоритму:
Количество слогов, ударение.
Полная транскрипция слова.
Гласные звуки: ударный или безударный, какой буквой обозначен.
Согласные звуки: звонкий, сонорный или глухой, парный или непарный; твердый или мягкий, парный или непарный; какой буквой обозначен.
Общее количество букв и звуков.
Разбирать слова по звукам и буквам можно устно или письменно. Эти способы немного отличаются друг от друга, поэтому рассмотрим каждый отдельно
Образец письменного фонетического разбора
На письме звуко-буквенный разбор слова делают так:
Транскрипция слова. Записываем слово и все звуки, которые в него входят.
Слоги и ударение. Считаем и записываем количество слогов в слове, обозначаем тот, на который падает ударение.
Звуки. Со следующей строки в столбик переписываем все буквы в том порядке, в котором они стоят в слове. Напротив каждой из них записываем звук и заключаем в квадратные скобки.
Гласные звуки. Рядом с каждым гласным звуком пишем, ударный он или безударный. А после указываем, какой буквой он обозначен.
Согласные звуки. Рядом с каждым согласным звуком указываем, звонкий он или глухой. Далее — парный или непарный по глухости-звонкости. После этого пишем, твердый звук или мягкий, а следом — парный или непарный по мягкости-твердости. В конце нужно указать, какой буквой обозначен звук.
Число букв, звуков. Считаем и записываем количество букв и звуков в слове.
Теперь используем этот алгоритм на примерах.
Пример № 1. Письменный фонетический разбор глагола обыскивать
Обыскивать [абыск’иват’] — 4 слога, 2-й ударный.
о — [а] — гл., безударн.
б — [б] — согл., зв. парн., тв. парн.
ы — [ы] — гл., ударн.
с — [с] — согл., глух. парн., тв. парн.
к — [к’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
и — [и] — гл., безударн.
в — [в] — согл., зв. парн., тв. парн.
а — [а] — гл., безударн.
т — [т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ь — [–]
10 б., 9 зв.
Пример № 2. Письменный фонетический разбор прилагательного весенний
Весенний [в’ис’эн’:ий’] — 3 слога, 2-й ударный.
в — [в’] — согл., зв. парн., мягк. парн.
е — [и] — гл. , безударн.
с — [с’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
е — [э] — гл., ударн.
н — [н’:] — согл., сонорн. непарн., мягк. парн.
и — [и] — гл., безударн.
й — [й’] — согл., сонорн. непарн., мягк. непарн.
8 б., 7 зв.
Пример № 3. Письменный фонетический разбор существительного профессор
Профессор [праф’эс:ар] — 3 слога, 2-й ударный.
п — [п] — согл., глух. парн., тв. парн.
р — [р] — согл., сонорн. непарн., тв. парн.
о — [а] — гл., безударн.
ф — [ф’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
е — [э] — гл., ударн.
с — [с:] — согл., глух. парн., тв. парн.
о — [а] — гл., безударн.
р — [р] — согл., сонорн. непарн., тв. парн.
9 б., 8 зв.
Бесплатные занятия по английскому с носителем
Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Образец устного фонетического разбора
Если нужно сделать звуко-буквенный разбор устно, придерживайтесь такого алгоритма:
Слоги и ударение. Посчитайте и назовите количество слогов в слове, обозначьте тот, на который падает ударение.
Гласные звуки. Назовите гласные звуки в том порядке, в котором они звучат в слове. Для каждого из них определите, является он ударным или безударным. После уточните буквы, которыми они обозначены.
Согласные звуки. Для каждого из согласных звуков определите, звонкий он или глухой, а затем — парный или непарный по глухости-звонкости.
После этого установите, твердый это звук или мягкий, а также парный или непарный по мягкости-твердости. В конце разбора каждого из согласных звуков уточните, какой буквой он обозначен в слове.
Число букв, звуков. Посчитайте и назовите количество букв и звуков в слове.
Потренируемся в устном фонетическом разборе на примере тех же слов, что мы разобрали выше.
Пример № 1. Устный фонетический разбор глагола обыскивать
1. В слове обыскивать 4 слога, ударение падает на второй: о-бы-ски-вать.
2. Гласные звуки:
первый — безударный [а], обозначен буквой о;
второй — ударный [ы], обозначен буквой ы;
третий — безударный [и], обозначен буквой и;
четвертый — безударный [а], обозначен буквой а.
3. Согласные звуки:
[б] — звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой б;
[с] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой с;
[к’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой к;
[в] — звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой в;
[т’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой т;
буква ь не обозначает звука.
4. В слове обыскивать 10 букв и 9 звуков.
Пример № 2. Устный фонетический разбор прилагательного весенний
1. В слове весенний 3 слога, ударение падает на второй: ве-сен-ний.
2. Гласные звуки:
первый — безударный [и], обозначен буквой е;
второй — ударный [э], обозначен буквой е;
третий — безударный [и], обозначен буквой и.
3. Согласные звуки:
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой в;
[с’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой с;
[н’] — звонкий непарный (сонорный), мягкий парный, обозначен буквой н. Вторая н в слове не образует звука;
[й’] — звонкий непарный (сонорный), твердый непарный, обозначен буквой й.
4. В слове весенний 8 букв и 7 звуков.
Пример № 3. Устный фонетический разбор существительного профессор
1. В слове профессор 3 слога, ударение падает на второй: про-фе-ссор.
2. Гласные звуки:
первый — безударный [а], обозначен буквой о;
второй — ударный [э], обозначен буквой е;
третий — безударный [а], обозначен буквой о.
3. Согласные звуки:
[п] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой п;
[р] — звонкий непарный (сонорный), твердый парный, обозначен буквой р;
[ф’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой ф;
[с] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой с. Вторая с в слове не образует звука;
[р] — звонкий непарный (сонорный), твердый парный, обозначен буквой р.
4. В слове профессор 9 букв и 8 звуков.
Проверьте себя
Давайте узнаем, насколько хорошо вы поняли, что такое фонетический разбор. Ниже вы найдете три задания, с помощью которых можно потренировать этот навык.
Задание 1
Разберите по звуковому составу следующие слова: занятой, постоялец, вакансия, произносить, говорящий.
Задание 2
Выполните устный фонетический разбор слов: коробочный, больница, идти, союз, морская.
Задание 3
Прочтите короткий текст ниже и выполните письменный фонетический разбор всех существительных в нем.
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода.
Впервые делать фонетической разбор слов ученики начинают в 3-м классе начальной школы. Со временем задания на уроках усложняются, поэтому важно вовремя понять тему. Если после прочтения этой статьи у вас еще остались вопросы — приглашаем за знаниями в онлайн-школу русского языка Skysmart. На занятиях преподаватель расскажет, что такое фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и как его правильно делать, чтобы повысить оценку в школе.
Фонетический разбор слова
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка.
Фонетический разбор (разбор под цифрой 1) – это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.
Запомни!
А | О | У | Ы | Э | Л | М | Н | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | ||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь |
А О У Ы Э – указывают на твердый согласный звук
Я Ё Ю И Е – указывают на мягкий согласный звук
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’] – непарные звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки
[Ж] [Ш] [Ц] – ВСЕГДА твердые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] – ВСЕГДА мягкие звуки
[Р] [Р’] [Л] [Л’] [М] [М’] [Н] [Н’] [Й’] – сонорные согласные
Ъ Ь – звука не дают
Я Ё Ю Е – дают 2 звука, если
В начале слова | Яблоко, Ёж, Ель |
После гласной | какаЯ, знаЮ |
После Ъ, Ь | вьЮга, подъЕзд |
План разбора
1. Правильно записать данное слово.
2. Поставить ударение.
3. Записать справа транскрипцию слова, разделить его на слоги.
4. Охарактеризовать все звуки, записывая их сверху вниз:
4.1. ударный-безударный для гласных;
4.2. звонкий-глухой (пара), твёрдый-мягкий (пара) для согласных;
4.3. указать, какой буквой обозначен каждый звук.
5. Подсчитать количество звуков и букв.
Примеры
Морко’вь1 – [маркоф’], мор-ковь.
М [М] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный), сонорный.
о [а] – гласный, безударный.
р [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный), сонорный.
к [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный).
о [о] – гласный, ударный.
в [ф’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный).
ь
В слове 7 букв и 6 звуков.
Люблю’1 – [л’убл’у], люб-лю.
Л [Л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный), сонорный.
ю [у] – гласный, безударный.
б [б] – согласный, звонкий (парный), твердый (парный).
л [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный), сонорный.
ю [у] – гласный, ударный.
В слове 5 букв и 5 звуков.
Фонетический разбор слова
Инструкция. Данная программа имеет существенные недостатки. В частности, это разбор слова «как есть», т.е. при вводе слова молоко будет выдана транскрипция [м о л о к о] вместо [м а л а к ó]. Необходимо вводить слово по звукам. Например: «рИбина», «АПщение», «кАрова» и т.п.
Введите слово:
Нравится
Комментарии:
- На сайте
- ВКонтакте
Добавить комментарий
Познавательный ресурс Узнай-ка
«Молоко» против «мякоти»: вы заметили, что то, как мы говорим, меняется? У лингвистов есть
Британская Колумбия
Лингвисты говорят, что мы переживаем так называемый канадский сдвиг гласных, и молодые женщины идут впереди.
Социальный обмен
Молодые люди произносят вещи по-разному из-за того, что лингвисты называют канадским сдвигом гласных
The Early Edition · Новости CBC ·
По словам лингвистов, молодое поколение произносит гласные иначе, чем старшее поколение канадцев. (Shutterstock)
Возможно, вы заметили, что манера речи канадцев меняется, и причина, по которой слова в наши дни звучат по-другому, заключается в том, что лингвисты подтвердили, что мы переживаем канадский сдвиг гласных.
«Молоко» произносится больше как «мяк».
Слово «платье» начинает звучать как «дресс».
Когда канадцы говорят «смех», чаще всего получается «loff».
«Я не слышал слово «рассвет» вместо «Дэн», но оно движется в этом направлении», — сказал Пол Де Декер, доцент лингвистики Мемориального университета, изучающий это феномен.
Маркетологи меняют произношение в рекламе, чтобы привлечь покупателей Между тем, «е» звучит больше как «а», а чаще всего «а» заканчивается как «ах».
Язык постоянно меняется
Язык постоянно меняется, говорит Де Декер, и он приписывает этот особый сдвиг молодому поколению, пытающемуся отличаться от своих родителей, бабушек и дедушек. По его словам, молодые женщины возглавляют сдвиг, поскольку они, как правило, более изобретательны в языке.
Чтобы определить, происходят ли изменения, лингвисты проанализировали модели речи людей, родившихся в Канаде, в разных возрастных группах.
Они слушают на слух, а также используют программу акустического анализа для измерения гласных звуков. Они обнаружили, что сдвиг гласных происходит довольно равномерно в городских центрах, но если вы находитесь в сельской местности, вы не заметите этого так сильно.
«Такие вещи не случаются за одну ночь», — сказал Де Декер. «На их завершение уходят поколения или столетия, и к тому времени это окажет длительное влияние на систему гласных.
«Первые наблюдения, о которых сообщалось в литературе, относятся к началу0 с. Мы наблюдаем это в течение как минимум 20-25 лет.»
Местные акценты, сказал он, такие как различия в произношении между людьми, живущими на восточном и западном побережье, не затрагиваются канадским сдвигом гласных. По словам Де Декера, это совершенно другое явление.
Сдвиг гласных также происходит в США, но происходит в другом направлении, причем больше всего меняется звук «ах», в результате чего такие слова, как «поп», звучат как «пап».
Журналистские стандарты и практика CBC|О CBC News
Исправления и уточнения|Отправить новость|
Определение, пример и возраст, воркование
По мере овладения языком дети проходят четыре различных этапа. Мы рассмотрим вторую стадию овладения ребенком языком, называемую «этап одного слова».
Определение этапа одного слова
Этап одного слова, также известный как голофрастический этап , является второй основной фазой в процессе овладения языком ребенком.
Он наступает после стадии лепета и характеризуется использованием отдельных слов.
К этому моменту младенцы выучили несколько удобных слов, чтобы привлечь внимание, позвать на что-то или просто взаимодействовать с окружающими. Они часто произносят слово, а также используют определенный язык тела и тон голоса, чтобы выразить свои потребности. Например, когда ребенок говорит «еда», указывая на то, что он хочет съесть. Здесь родитель может сделать вывод, что ребенок голоден и хочет есть, на основе слов и жестов.
Возраст на этапе освоения одного слова
Стадия освоения одного слова обычно наступает в возрасте 9 лет0027 от 12 до 18 месяцев.
Стадия развития языка, состоящая из одного слова
При переходе на голофрастическую стадию в словарном запасе младенцев будет несколько важных слов, которые они усвоили из окружающего их языка. Они продолжают развивать свою способность произносить больше отдельных звуковых сегментов, что позволяет им производить новые слова.
Развитие произносимых звуков.
Давайте посмотрим, как у детей развивается способность издавать звуки.
1. Произношение гласных.
Младенцы, как правило, сначала приобретают способность произносить весь диапазон гласных своего языка . Произношение гласных происходит при открытой конфигурации (язык не участвует в ограничении или остановке дыхания) голосового тракта, что делает произношение более простым, чем согласные.
2. Произношение согласных.
Младенцы приобретают способность произносить весь диапазон согласных в их языке после гласных. Произношение согласных происходит, когда голосовой тракт частично или полностью заблокирован , что делает их технически более трудными для произношения, чем гласные.
Согласные усваиваются в следующем порядке:
- Носовые (n, m).
- Скольжение (w, j).
- Остановки (п, б, т, д, к, г).
- Жидкости (л, р).
- Фрикативные звуки (f, v, s, z).
- Аффрикаты (ch, j).
Место артикуляции согласных звуков происходит в обратном порядке:
- Губные (созданы губами).
- Велар (изготавливается на мягком небе, за зубами).
- Альвеолярные (сделанные на альвеолярном гребне, дальше за зубами).
- Velars (изготавливается на мягком небе, задней части нёба).
- Небные (сделанные против твердого неба, средней части нёба).
3. Произношение новых букв в первую очередь.
Новые согласные, которые выучивают младенцы, часто используются в первой букве слова.
Если младенец выучит константу ‘d’ , первое слово, которое он употребит, будет простым сочетанием гласных и согласных, например ‘da’.
Как только младенец познакомится с согласными и почувствует себя более уверенно, он может произнести новое слово с постоянной буквой в середине или конце слова.
С помощью буквы «d» младенец на этом этапе может произнести слово «красный».
Примеры на этапе с одним словом
Примеры детской речи на этапе с одним словом включают:
«Молоко» (означает «Я хочу молока», «Это молоко» и т. д.)
«Папа» (означает «я хочу папу», «это папа», «папа ушел» и т. д.)
«нет» (означает «я не хочу этого», «не делай этого» и т. д. )
Распространенные ошибки на этапе с одним словом
Младенцы компенсируют неспособность произносить определенные звуки, внося небольшие коррективы, чтобы сообщить слово, которое они не могут правильно произнести.
Замена звуков
Младенцы могут воспринимать больше звуковых контрастов, чем они могут вербально произнести на этапе одного слова. Их речь не раскрывает их полного понимания фонологии, но это можно наблюдать, когда они заменяют более легким звуком на тот, который они еще не могут воспроизвести.
Замены, которые они производят, регулируются правилами: они всегда используют один и тот же звук в качестве замены звука, который они не могут воспроизвести. №
The following table shows some common examples:
Word intended Word produced Letter substitution Like Wike W for L Leg Path W for L Car Gar G for C Can Gan G for C Tea Dee D для T Ten The D для T Младенцы со временем исправят эту ошибку, как только они научатся лучше контролировать свой голосовой тракт и будут произносить больше звуков.
Чрезмерное и недостаточное растяжение.
Младенцы часто преувеличивают значение слова.
Это происходит, когда они придают слову более широкое значение, чем его предполагаемое значение.
Если ребенок называет любое маленькое животное, которое он видит как ‘ крыса’ , даже если это белка, собака или кошка. Младенец расширил значение слова «крыса» из-за ограниченного словарного запаса ребенка.
Перерастяжения основываются на форме, размере и текстуре, но не на цвете.
Противоположность перенапряжению называется недорастягиванием . Это когда младенец придает слову более узкое значение, чем его предполагаемое значение.
Ребенок может попросить «сок» в любое время, когда ему нужна чашка-непроливайка.
Интерпретация на стадии одного слова
Проблема на стадии одного слова возникает в интерпретации детских голофраз. Проблема в том, что намерение младенца может быть неправильно истолковано взрослым, и найти доказательства того, что младенец хочет сказать, непросто.