Концепция Национальной Программы
«ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО»
«Молоко – это пища, приготовленная самой природой, отличающаяся легкой удобоваримостью и питательностью..», - так говорил о молоке Академик И. П. Павлов.
2007
г. Москва, Российская Федерация
Программа
«Школьное молоко»
Суть Программы - регулярное обеспечение детей в образовательных учреждениях молоком в качестве дополнительного питания, гарантируя при этом полное исключение санитарно-гигиенических рисков.
Главная задача Программы - укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.
В настоящее время, 98% жителей России испытывают нутриентную и витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь менее 3 % российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство школьного питания во многих учебных заведениях страны, и в частности, дефицит молока в рационе питания учащихся.
В рамках программы «Школьное молоко» предполагается решение этой проблемы как введением молока в качестве обязательного дополнительного компонента в рацион питания школьника, так и путем обогащения молока полезными веществами, дефицит которых наблюдается в том или ином регионе в строгом соответствии с рекомендациями Института питания РАМН.
Программа Школьное Молоко действует во многих странах мира на протяжении уже более 70 лет. Свыше миллиарда литров молока ежегодно поставляется в школы стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки, и Австралии.
В России программа стартовала весной 2005 года, и в настоящее время пилотные проекты «Школьное молоко» отработаны в Москве, Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Карелии, Хакасии, а также в Ленинградской, Кемеровской, Белгородской, Ульяновской, Самарской, Вологодской, Калужской, Ростовской областях и Краснодарском крае.
Почему молоко?
По пищевой ценности молоко – самый совершенный продукт, созданный самой природой. Молоко удовлетворяет потребности растущего организма в белке, кальции и многих других необходимых веществах. В возрасте с 6 до 14 лет организм ребенка должен получить более килограмма кальция. Выпивая всего 200 мл натурального молока, дети получают 40% дневной нормы кальция и витамина B2, 24 % витамина А и до 16% жиров и белка. Молоко обеспечивает ребенка практически всеми незаменимыми аминокислотами, так необходимыми для развития организма, особенно в детском периоде. Аксиомой является утверждение о том, что недокорм ребенка нельзя компенсировать усиленным кормлением взрослого.
Согласно рекомендациям НИИ Питания Российской Академии медицинских наук (РАМН), молоко является оптимальным продуктом для профилактики нутриентной недостаточности у детей и подростков, идеальным продуктом для обогащения витаминами, дефицит которых в том или ином сочетании наблюдается в питании детей практически каждого российского региона.
Внедрение программы «Школьное молоко» стало возможным благодаря передовым технологическим решениям. Разработанные технологии и высокое качество сырого молока позволяют без использования консервантов хранить упакованное молоко до шести месяцев. При этом вкусовые и питательные характеристики молока сохраняются.
В чем здесь секрет?
Молоко - это продукт, который в большей степени чувствителен не к самой температуре, а к продолжительности его термической обработки. При приготовлении молока длительного хранения коровье молоко быстро нагревается до температуры 135-140 °С с выдержкой в течение всего нескольких секунд и быстро охлаждается до комнатной температуры. Этих секунд достаточно, чтобы нейтрализовать вредные бактерии, находящиеся в молоке. А органолептические характеристики, состав и питательные свойства молока из-за короткой выдержки при высокой температуре сохраняются. Весь процесс происходит в замкнутой среде, гарантированно предохраняющей продукт от внешних воздействий.
Еще один секрет мировой технологии, перенесенный на российскую почву – высокое качество сырого молока. Оно поступает из лучших молочных хозяйств, и к нему предъявляют особые требования по микробиологическим и физико-химическим показателям. Эти требования строго контролируются. В подтверждении качества продукции, на каждой упаковке школьного молока размещен специальный знак «Школьное молоко», свидетельствующий о натуральности и питательности продукта.
Лучше всего для «Школьного молока» подходит асептическая порционная упаковка объемом 200 мл с трубочкой. Такая многослойная и стерильная упаковка гигиенична и безопасна. А объем упаковки 200 мл может компенсировать пропущенный завтрак и обеспечить ребенка необходимой энергией и бодростью для продолжительной умственной нагрузки или физических упражнений.
«Школьное молоко» - необычный продукт. Оно не предназначено для розничной или оптовой продажи. На каждой упаковке нанесен текст: «продукт предназначен только для реализации в детских и образовательных учреждениях». «Школьное» молоко отличается от обычного «коммерческого» также дизайном упаковки, который специально разработан для школьников и ориентирован на то, чтобы упаковка доставляла школьникам не только вкусный и полезный продукт, но и интересную образовательную и воспитательную информацию.
Используемые механизмы финансирования программ «Школьное молоко» многовариантны: от использования средств государственного или местных бюджетов до финансирования за счет различных национальных и международных фондов, а также средств родителей самих школьников.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Федеральные органы власти
разрабатывают и утверждают Национальную Программу «Школьное молоко» и определяют порядок финансирования, которое должно быть выделено отдельной строкой в бюджете на питание детей
финансируют программу и координируют её реализацию в регионах
Региональные органы власти
Научные и образовательные учреждения Министерства Образования и Науки РФ, РАСХН, РАМН
Российский союз предприятий молочной отрасли
Производители молочной продукции
осуществляют производство готовой продукции и своевременные отгрузки
отвечают за качество продукции и наличие соответствующей нормативной документации
Поставщики молочной продукции
осуществляют доставку готовой продукции от места производства до общеобразовательного учреждения
при необходимости осуществляют хранение продукции и отвечают за её качество и сохранность
Общеобразовательные учреждения – потребители молока
принимают продукцию от поставщика и организуют ее хранение на территории общеобразовательного учреждения
несут ответственность за учет поступающей продукции и её целевое использование
активно участвуют в ходе реализации программных мероприятий
Родители
Дети
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Концепция программы | «Школьное молоко» - это программа дополнительного бесплатного обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях молоком, обогащенным витаминами и комплексом минеральных веществ. Особенность программы заключается в уникальной технологии обработки молока, специальном дизайне порционной упаковки с трубочкой и наличии специальных мероприятий, повествующих о правильном питании, здоровом образе жизни, экологии и особенностях молочной отрасли. |
Государственный заказчик | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Минсельхоз России. |
Разработчики | Минобрнауки России, Минсельхоз России и Российский союз предприятий молочной отрасли, Минздравсоцразвития РФ, РАСХН, РАМН |
Исполнители и соисполнители | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России и региональные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. |
Основные цели |
|
Ожидаемые результаты |
|
Источники финансирования | Федеральный бюджет, региональные бюджеты, внебюджетные средства |
Система контроля исполнения | Контроль осуществляется государственным заказчиком программы и Минфином России |
| Постоянно |
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО»
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста и учащихся в общеобразовательных учреждениях, анализ зависимости детских заболеваний от алиментраных факторов и экологической обстановки в каждом регионе (Минздравсоцразвития РФ, региональные органы здравоохранения).
Разработка и внедрение научно-обоснованной ассортиментной серии готовой продукции, восполняющей дефицит витаминов, макро- и микроэлементов. (РАСХН, РАМН).
Разработка норм потребления молока для учащихся различного возраста с учетом региональных особенностей и состояния их здоровья (Минздравсоцразвития РФ).
Разработка и утверждение технического регламента о требованиях к безопасности продуктов детского питания, их производства, хранения, перевозки и реализации (РАСХН, РАМН, Минздравсоцразвития РФ). Включение в ассортимент обогащенного молока, молока с вкусовыми наполнителями и пробиотиками. Научное сопровождение хода реализации Программы (РАСХН, РАМН, Минсельхоз РФ, Минздравсоцразвития РФ).
Разработка и осуществление системы мониторинга по обеспечению качества и безопасности готовой продукции по всей технологической цепочке “от коровы до школьника”. Конкурсный отбор сельскохозяйственных организаций по поставке натурального молока и предприятий по выпуску и поставке готовой продукции (РАСХН, РАМН).
Внедрение современных тароупаковочных материалов, обеспечивающих необходимую дозировку, длительную сохранность и удобство потребления для детей (РАСХН, Минсельхоз РФ).
Разработка и внедрение образовательных программ для детей, учителей и родителей «О роли молока в формировании здоровья детей и подростков», создание наглядных пособий и учебных материалов, разработка специальных мероприятий (Минобразованя РФ, Минсельхоз РФ, РСПМО).
Разработка механизма доставки готовой продукции в дошкольные и общеобразовательные учреждения с учетом территориальных и инфраструктурных особенностей регионов, существующей системы обеспечения питанием общеобразовательных учреждений (Минсельхоз РФ, региональные органы образования).
Внедрение пилотных проектов Национальной Программы «Школьное молоко» (РСПМО).
Проведение курсовых мероприятий для координаторов Программы в регионах (РСПМО).
Поэтапный анализ воздействия результатов реализации Программы на здоровье учащихся (Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ, региональные органы здравоохранения и социальной опеки, региональные органы образования).
Создание уникального дизайна упаковки для целевой аудитории и разработка логотипа Национальной Программы «Школьное молоко» (Минсельхоз РФ, РСПМО).
МЕХАНИЗМ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Исполнитель | Модуль программы | Рекомендуемые мероприятия |
Органы образования | Целевая аудитория программы |
|
Органы агропромышленного комплекса | Необходимая сырьевая база |
|
Органы агропромышленного комплекса | Необходимые производственные мощности | Анализ существующих мощностей* по производству «Молока для питания детей дошкольного и школьного возраста» (ГОСТ Р 52783-2007) * в случае отсутствия производственных мощностей, подготовка предложений в программу о развитии перерабатывающих предприятий (технические требования на закупку оборудования) или завозе готовой продукции из других областей |
Координатор программы | Процесс поставки готовой продукции | Предоставление предложений о механизме поставок молока* * несколько возможных поставщиков
|
Органы здравоохранения | Специальные мероприятия |
|
Координатор программы | Бюджетирование |
|
Координатор программы | Информационно- подготовительная работа | Организация встреч/семинаров с участием представителей местных органов образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса с целью:
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО» В РЕГИОНАХ РФ
Критерии выбора муниципального образования для проведения пилотного проекта | - Общее состояние здоровья детей в муниципальном образовании - Географическое расположение - Количество городского/сельского населения - Наличие сырьевой базы и производственных мощностей - Состояние системы школьного питания в муниципальном образовании |
Целевая аудитория | Учащиеся общеобразовательных учреждений |
Основные цели | - Продемонстрировать всем участникам программы её реальные преимущества и пользу. - Использовать накопленный опыт для усовершенствования программы на стадии широкого развертывания. |
Производители «школьного молока» | Ближайшие молочные предприятия соответствующие технологическим требованиям программы. |
Поставщики «школьного молока» | Комбинаты школьного питания. Производители готовой продукции. Частные торговые компании. |
Ассортимент «школьного молока» | Молоко ультрапастеризованное, жирностью 3,2% и 3,5%, обогащенное витаминами и минеральными веществами, в упаковке с соломинкой емкостью 200 мл |
Основные мероприятия | - Разработка программы и соответствующих мероприятий - Конкурсный отбор производителей заготовляемого молока - Заключение договоров на производство и/или поставку готовой продукции. - Запуск пилотного проекта. - Проведение курсовых мероприятий для координаторов программы - Проведение специальных мероприятий в учебных учреждениях - Оценка эффективности пилотного проекта. - Регулярный мониторинг проекта. |
Источники финансирования | Федеральный бюджет, региональные бюджеты, субвенции, субсидии, внебюджетные средства. |
Год внедрения | 2009 |
refdb.ru
Губернаторская программа "Школьное молоко" действует.
28 августа 2012 года состоялось совещание научно-педагогической общественности под руководством главы администрации (губернатора) Краснодарского края А.Н.Ткачева. На данном совещании губернатором было высказано предложение о внедрении во всех общеобразовательных учреждениях Краснодарского края программы «Школьное молоко», а именно, что с ноября 2012 года все учащиеся муниципальных дневных общеобразовательных учреждений Краснодарского края будут получать молоко и молочную продукцию в качестве дополнительного питания.
В программе «Школьное молоко» детям предлагают молоко в асептической упаковке. Картонный пакет «Тетрапак» защищает продукт от света, абсолютно герметичен, поэтому помогает сберечь полезные свойства молока. «Школьное» молоко вырабатывают только из свежего натурального молока высочайшего качества. Почему именно молоко? Состав молока уникален. Оно содержит все необходимые человеку питательные вещества, молочный белок усваивается детским организмом лучше, чем мясной. Также молоко содержит жиры, лактозу (молочный сахар), кальций и все известные витамины и ферменты. Особенно много в молоке витаминов B, D. А еще оно богато калием, фосфором, йодом, цинком.
ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО
С 2008 г в системе школьного питания ст. Кущевской работает проект «Школьное молоко». Основанием для него стала Национальная программа «Школьное молоко»Причиной создания Национальной программы «Школьное молоко» явились показатели состояния здоровья детского населения нашей страны.
По данным Минздравсоцразвития 98% жителей России испытывают нутриентную и витаминную недостаточность, лишь менее 3% российских детей, оканчивающих сегодня школу можно считать здоровыми.
Общенациональный Форум детских врачей России, состоявшийся в феврале 2010 году в г.Москве «Здоровье детей – основа здоровья нации», выдвинул как основную проблему – формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Основой правильного и гармоничного развития будущего поколения является прием качественной и сбалансированной пищи.
Национальная программа «Школьное молоко» предусматривает регулярное обеспечение детей в образовательных учреждениях молоком в качестве дополнительного питания, гарантируя при этом полное исключение санитарно-гигиенических рисков. Главная задача программы - укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.
Программа Школьное Молоко действует во многих странах мира на протяжении уже более 70 лет. Свыше миллиарда литров молока ежегодно поставляется в школы стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки, и Австралии.
В России программа стартовала весной 2005 года, и в настоящее время пилотные проекты «Школьное молоко» отработаны в Москве, Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Карелии, Хакасии, а также в Ленинградской, Кемеровской, Белгородской, Ульяновской, Самарской, Вологодской, Калужской, Ростовской областях и Краснодарском крае.
Почему именно молоко используется в качестве дополнительного питания?
Молоко – уникальный, созданный самой природой продукт питания, «эликсир жизни», как называли его еще врачи древности. Ни один ребенок не может выжить и вырасти без этого продукта. Молоко используется человеком на протяжении всей его жизни – с первых и до последних дней.
В молоке содержатся все пищевые вещества, необходимые растущему организму. При этом они находятся в оптимальных соотношениях и легко усваиваемой форме.
Белки молока содержат все незаменимые аминокислоты, без которых организм не может обходиться. При дефиците этих кислот замедляет функция печени. Особенно богаты аминокислотами сывороточные белки, которые, кроме того, являются еще носителями специальных защитных факторов – иммуноглобулинов, которые участвуют в выработке антител против болезнетворных микробов и вирусов.
Жиры молока представляют собой взвешенные в воде мельчайшие жировые шарики, которые благодаря такой раздробленности очень легко усваиваются. Молочный жир особенно полезен растущему организму, так как содержит незаменимые для человеческого организма жирные кислоты и другие жироподобные соединения (фосфатиды, холин и др). Фосфатиды участвуют в регулировании жирового и холестеринового обмена, препятствуют излишнему отложению жира в печени, оказывают антисклеротическое действие.
Углеводы в молоке представлены молочным сахаром, легко усваивающим организмом и служащим основным источником энергии. Кроме того, лактоза способствует развитию в кишечнике полезной микрофлоры, подавляющей рост болезнетворных микробов. Лактоза в 5-6 раз менее сладкая, чем сахароза, поэтому молоко не обладает выраженным сладким вкусом.
Кроме основных пищевых веществ молоко содержит необходимые человеку минеральные соли в легко усваиваемом виде, практически все витамины, ряд ферментов, гормонов, антитела к различным инфекциям.
mousosh62007.narod.ru
Концепция Национальной Программы
«ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО»
«Молоко – это пища, приготовленная самой природой, отличающаяся легкой удобоваримостью и питательностью..», - так говорил о молоке Академик И. П. Павлов.
2007
г. Москва, Российская ФедерацияПрограмма
«Школьное молоко»
Суть Программы - регулярное обеспечение детей в образовательных учреждениях молоком в качестве дополнительного питания, гарантируя при этом полное исключение санитарно-гигиенических рисков. Главная задача Программы - укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию. В настоящее время, 98% жителей России испытывают нутриентную и витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь менее 3 % российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство школьного питания во многих учебных заведениях страны, и в частности, дефицит молока в рационе питания учащихся. В рамках программы «Школьное молоко» предполагается решение этой проблемы как введением молока в качестве обязательного дополнительного компонента в рацион питания школьника, так и путем обогащения молока полезными веществами, дефицит которых наблюдается в том или ином регионе в строгом соответствии с рекомендациями Института питания РАМН. Программа Школьное Молоко действует во многих странах мира на протяжении уже более 70 лет. Свыше миллиарда литров молока ежегодно поставляется в школы стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки, и Австралии. В России программа стартовала весной 2005 года, и в настоящее время пилотные проекты «Школьное молоко» отработаны в Москве, Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Карелии, Хакасии, а также в Ленинградской, Кемеровской, Белгородской, Ульяновской, Самарской, Вологодской, Калужской, Ростовской областях и Краснодарском крае.
Почему молоко? По пищевой ценности молоко – самый совершенный продукт, созданный самой природой. Молоко удовлетворяет потребности растущего организма в белке, кальции и многих других необходимых веществах. В возрасте с 6 до 14 лет организм ребенка должен получить более килограмма кальция. Выпивая всего 200 мл натурального молока, дети получают 40% дневной нормы кальция и витамина B2, 24 % витамина А и до 16% жиров и белка. Молоко обеспечивает ребенка практически всеми незаменимыми аминокислотами, так необходимыми для развития организма, особенно в детском периоде. Аксиомой является утверждение о том, что недокорм ребенка нельзя компенсировать усиленным кормлением взрослого.
Согласно рекомендациям НИИ Питания Российской Академии медицинских наук (РАМН), молоко является оптимальным продуктом для профилактики нутриентной недостаточности у детей и подростков, идеальным продуктом для обогащения витаминами, дефицит которых в том или ином сочетании наблюдается в питании детей практически каждого российского региона.
Внедрение программы «Школьное молоко» стало возможным благодаря передовым технологическим решениям. Разработанные технологии и высокое качество сырого молока позволяют без использования консервантов хранить упакованное молоко до шести месяцев. При этом вкусовые и питательные характеристики молока сохраняются. В чем здесь секрет? Молоко - это продукт, который в большей степени чувствителен не к самой температуре, а к продолжительности его термической обработки. При приготовлении молока длительного хранения коровье молоко быстро нагревается до температуры 135-140 °С с выдержкой в течение всего нескольких секунд и быстро охлаждается до комнатной температуры. Этих секунд достаточно, чтобы нейтрализовать вредные бактерии, находящиеся в молоке. А органолептические характеристики, состав и питательные свойства молока из-за короткой выдержки при высокой температуре сохраняются. Весь процесс происходит в замкнутой среде, гарантированно предохраняющей продукт от внешних воздействий.Еще один секрет мировой технологии, перенесенный на российскую почву – высокое качество сырого молока. Оно поступает из лучших молочных хозяйств, и к нему предъявляют особые требования по микробиологическим и физико-химическим показателям. Эти требования строго контролируются. В подтверждении качества продукции, на каждой упаковке школьного молока размещен специальный знак «Школьное молоко», свидетельствующий о натуральности и питательности продукта.
ЛУЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Концепция программы | «Школьное молоко» - это программа дополнительного бесплатного обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях молоком, обогащенным витаминами и комплексом минеральных веществ. Особенность программы заключается в уникальной технологии обработки молока, специальном дизайне порционной упаковки с трубочкой и наличии специальных мероприятий, повествующих о правильном питании, здоровом образе жизни, экологии и особенностях молочной отрасли. |
Государственный заказчик | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Минсельхоз России. |
Разработчики | Минобрнауки России, Минсельхоз России и Российский союз предприятий молочной отрасли, Минздравсоцразвития РФ, РАСХН, РАМН |
Исполнители и соисполнители | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России и региональные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. |
Основные цели |
|
Ожидаемые результаты |
|
Источники финансирования | Федеральный бюджет, региональные бюджеты, внебюджетные средства |
Система контроля исполнения | Контроль осуществляется государственным заказчиком программы и Минфином России |
Срок действия | Постоянно |
МЕХАНИЗМ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Исполнитель | Модуль программы | Рекомендуемые мероприятия |
Органы образования | Целевая аудитория программы |
|
Органы агропромышленного комплекса | Необходимая сырьевая база |
|
Органы агропромышленного комплекса | Необходимые производственные мощности | Анализ существующих мощностей* по производству «Молока для питания детей дошкольного и школьного возраста» (ГОСТ Р 52783-2007) * в случае отсутствия производственных мощностей, подготовка предложений в программу о развитии перерабатывающих предприятий (технические требования на закупку оборудования) или завозе готовой продукции из других областей |
Координатор программы | Процесс поставки готовой продукции | Предоставление предложений о механизме поставок молока* * несколько возможных поставщиков
|
Органы здравоохранения | Специальные мероприятия |
|
Координатор программы | Бюджетирование |
|
Координатор программы | Информационно- подготовительная работа | Организация встреч/семинаров с участием представителей местных органов образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса с целью:
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО» В РЕГИОНАХ РФ
Критерии выбора муниципального образования для проведения пилотного проекта | - Общее состояние здоровья детей в муниципальном образовании - Географическое расположение - Количество городского/сельского населения - Наличие сырьевой базы и производственных мощностей - Состояние системы школьного питания в муниципальном образовании |
Целевая аудитория | Учащиеся общеобразовательных учреждений |
Основные цели | - Продемонстрировать всем участникам программы её реальные преимущества и пользу. - Использовать накопленный опыт для усовершенствования программы на стадии широкого развертывания. |
Производители «школьного молока» | Ближайшие молочные предприятия соответствующие технологическим требованиям программы. |
Поставщики «школьного молока» | Комбинаты школьного питания. Производители готовой продукции. Частные торговые компании. |
Ассортимент «школьного молока» | Молоко ультрапастеризованное, жирностью 3,2% и 3,5%, обогащенное витаминами и минеральными веществами, в упаковке с соломинкой емкостью 200 мл |
Основные мероприятия | - Разработка программы и соответствующих мероприятий - Конкурсный отбор производителей заготовляемого молока - Заключение договоров на производство и/или поставку готовой продукции. - Запуск пилотного проекта. - Проведение курсовых мероприятий для координаторов программы - Проведение специальных мероприятий в учебных учреждениях - Оценка эффективности пилотного проекта. - Регулярный мониторинг проекта. |
Источники финансирования | Федеральный бюджет, региональные бюджеты, субвенции, субсидии, внебюджетные средства. |
Год внедрения | 2009 |
За более подробной информацией о программе «Школьное молоко» обращатьcя:
Лабинов Владимир Витальевич Исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отраслиРоссия, Москва, 121205, ул. Новый Арбат 36, офис 1035
Тел/факс. (495) 690-8493
моб. (495) 921-5009
e-mail: [email protected] или
Семенова Валентина Петровна Консультант Российского союза предприятий молочной отраслиРоссия, Москва, 121205, ул. Новый Арбат 36, офис 1035
тел. (495) 690-9726
моб. (495) 922-8911
факс (495) 787-8001
Необходимые для разработки программы документы размещены на сайте:
flatik.ru
Концепция Национальной Программы
«ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО»
«Молоко – это пища, приготовленная самой природой, отличающаяся легкой удобоваримостью и питательностью..», - так говорил о молоке Академик И. П. Павлов.
2007
г. Москва, Российская ФедерацияПрограмма
«Школьное молоко»
Суть Программы - регулярное обеспечение детей в образовательных учреждениях молоком в качестве дополнительного питания, гарантируя при этом полное исключение санитарно-гигиенических рисков. Главная задача Программы - укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию. В настоящее время, 98% жителей России испытывают нутриентную и витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь менее 3 % российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство школьного питания во многих учебных заведениях страны, и в частности, дефицит молока в рационе питания учащихся. В рамках программы «Школьное молоко» предполагается решение этой проблемы как введением молока в качестве обязательного дополнительного компонента в рацион питания школьника, так и путем обогащения молока полезными веществами, дефицит которых наблюдается в том или ином регионе в строгом соответствии с рекомендациями Института питания РАМН. Программа Школьное Молоко действует во многих странах мира на протяжении уже более 70 лет. Свыше миллиарда литров молока ежегодно поставляется в школы стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки, и Австралии. В России программа стартовала весной 2005 года, и в настоящее время пилотные проекты «Школьное молоко» отработаны в Москве, Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Карелии, Хакасии, а также в Ленинградской, Кемеровской, Белгородской, Ульяновской, Самарской, Вологодской, Калужской, Ростовской областях и Краснодарском крае.
Почему молоко? По пищевой ценности молоко – самый совершенный продукт, созданный самой природой. Молоко удовлетворяет потребности растущего организма в белке, кальции и многих других необходимых веществах. В возрасте с 6 до 14 лет организм ребенка должен получить более килограмма кальция. Выпивая всего 200 мл натурального молока, дети получают 40% дневной нормы кальция и витамина B2, 24 % витамина А и до 16% жиров и белка. Молоко обеспечивает ребенка практически всеми незаменимыми аминокислотами, так необходимыми для развития организма, особенно в детском периоде. Аксиомой является утверждение о том, что недокорм ребенка нельзя компенсировать усиленным кормлением взрослого.
Согласно рекомендациям НИИ Питания Российской Академии медицинских наук (РАМН), молоко является оптимальным продуктом для профилактики нутриентной недостаточности у детей и подростков, идеальным продуктом для обогащения витаминами, дефицит которых в том или ином сочетании наблюдается в питании детей практически каждого российского региона.
Внедрение программы «Школьное молоко» стало возможным благодаря передовым технологическим решениям. Разработанные технологии и высокое качество сырого молока позволяют без использования консервантов хранить упакованное молоко до шести месяцев. При этом вкусовые и питательные характеристики молока сохраняются. В чем здесь секрет? Молоко - это продукт, который в большей степени чувствителен не к самой температуре, а к продолжительности его термической обработки. При приготовлении молока длительного хранения коровье молоко быстро нагревается до температуры 135-140 °С с выдержкой в течение всего нескольких секунд и быстро охлаждается до комнатной температуры. Этих секунд достаточно, чтобы нейтрализовать вредные бактерии, находящиеся в молоке. А органолептические характеристики, состав и питательные свойства молока из-за короткой выдержки при высокой температуре сохраняются. Весь процесс происходит в замкнутой среде, гарантированно предохраняющей продукт от внешних воздействий.Еще один секрет мировой технологии, перенесенный на российскую почву – высокое качество сырого молока. Оно поступает из лучших молочных хозяйств, и к нему предъявляют особые требования по микробиологическим и физико-химическим показателям. Эти требования строго контролируются. В подтверждении качества продукции, на каждой упаковке школьного молока размещен специальный знак «Школьное молоко», свидетельствующий о натуральности и питательности продукта.
ЛУЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Концепция программы | «Школьное молоко» - это программа дополнительного бесплатного обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях молоком, обогащенным витаминами и комплексом минеральных веществ. Особенность программы заключается в уникальной технологии обработки молока, специальном дизайне порционной упаковки с трубочкой и наличии специальных мероприятий, повествующих о правильном питании, здоровом образе жизни, экологии и особенностях молочной отрасли. |
Государственный заказчик | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Минсельхоз России. |
Разработчики | Минобрнауки России, Минсельхоз России и Российский союз предприятий молочной отрасли, Минздравсоцразвития РФ, РАСХН, РАМН |
Исполнители и соисполнители | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России и региональные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. |
Основные цели |
|
Ожидаемые результаты |
|
Источники финансирования | Федеральный бюджет, региональные бюджеты, внебюджетные средства |
Система контроля исполнения | Контроль осуществляется государственным заказчиком программы и Минфином России |
Срок действия | Постоянно |
МЕХАНИЗМ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Исполнитель | Модуль программы | Рекомендуемые мероприятия |
Органы образования | Целевая аудитория программы |
|
Органы агропромышленного комплекса | Необходимая сырьевая база |
|
Органы агропромышленного комплекса | Необходимые производственные мощности | Анализ существующих мощностей* по производству «Молока для питания детей дошкольного и школьного возраста» (ГОСТ Р 52783-2007) * в случае отсутствия производственных мощностей, подготовка предложений в программу о развитии перерабатывающих предприятий (технические требования на закупку оборудования) или завозе готовой продукции из других областей |
Координатор программы | Процесс поставки готовой продукции | Предоставление предложений о механизме поставок молока* * несколько возможных поставщиков
|
Органы здравоохранения | Специальные мероприятия |
|
Координатор программы | Бюджетирование |
|
Координатор программы | Информационно- подготовительная работа | Организация встреч/семинаров с участием представителей местных органов образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса с целью:
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО» В РЕГИОНАХ РФ
Критерии выбора муниципального образования для проведения пилотного проекта | - Общее состояние здоровья детей в муниципальном образовании - Географическое расположение - Количество городского/сельского населения - Наличие сырьевой базы и производственных мощностей - Состояние системы школьного питания в муниципальном образовании |
Целевая аудитория | Учащиеся общеобразовательных учреждений |
Основные цели | - Продемонстрировать всем участникам программы её реальные преимущества и пользу. - Использовать накопленный опыт для усовершенствования программы на стадии широкого развертывания. |
Производители «школьного молока» | Ближайшие молочные предприятия соответствующие технологическим требованиям программы. |
Поставщики «школьного молока» | Комбинаты школьного питания. Производители готовой продукции. Частные торговые компании. |
Ассортимент «школьного молока» | Молоко ультрапастеризованное, жирностью 3,2% и 3,5%, обогащенное витаминами и минеральными веществами, в упаковке с соломинкой емкостью 200 мл |
Основные мероприятия | - Разработка программы и соответствующих мероприятий - Конкурсный отбор производителей заготовляемого молока - Заключение договоров на производство и/или поставку готовой продукции. - Запуск пилотного проекта. - Проведение курсовых мероприятий для координаторов программы - Проведение специальных мероприятий в учебных учреждениях - Оценка эффективности пилотного проекта. - Регулярный мониторинг проекта. |
Источники финансирования | Федеральный бюджет, региональные бюджеты, субвенции, субсидии, внебюджетные средства. |
Год внедрения | 2009 |
За более подробной информацией о программе «Школьное молоко» обращатьcя:
Лабинов Владимир Витальевич Исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отраслиРоссия, Москва, 121205, ул. Новый Арбат 36, офис 1035
Тел/факс. (495) 690-8493
моб. (495) 921-5009
e-mail: [email protected] или
Семенова Валентина Петровна Консультант Российского союза предприятий молочной отраслиРоссия, Москва, 121205, ул. Новый Арбат 36, офис 1035
тел. (495) 690-9726
моб. (495) 922-8911
факс (495) 787-8001
Необходимые для разработки программы документы размещены на сайте:
nenuda.ru